76
принесло нравственное разорение, охватившее все классы угнетенного населения, а также
духовенство, раболепствовавшее перед татарами. В народе бытовало мнение, что Бог
отвернулся от людей, что молитвы священников сделались бесплодными, поскольку они
исходили из уст погрязших в грехах иереев. Поэтому большое значение имели
идеологические движения, которые, несмотря на свои особенности, вместе формировали
идеал человеческой личности. К соблюдению этических норм, гуманизму и воспитанию силы
духа призывали тверские епископы Андрей и Федор, полагавшие, что обещанный праведный
загробный рай был «раем мысленным», заключенным в самом человеке
69
. Новгородско-
псковская ересь стригольников была направлена на критику пороков духовенства и
церковных порядков, а также утверждала не только на словах, но и в жизни принципы
человеческого достоинства и высокой нравственности каждого человека, обязательность
выполнения всеми, в том числе и священниками, этических основ христианского вероучения.
Но, возможно, решающее воздействие на духовную жизнь Руси оказал исихазм.
Исихазм
– это мистическое, этико-аскетическое движение, возникшее в середине
ХIVв. в Византии и широко распространившееся на рубеже XIV–XV вв. в православных
странах. Русских людей интересовали не филосовско-богословские тонкости учения, а
возможность его применения в практической деятельности, в первую очередь в нравственной
сфере. Суть исихазма сводилась к возможности богопознания, духовного и даже телесного
единения с Богом через «умное делание» и восприятие божественной энергии.
Идеолог исихазма Г.Палама разрешил главный вопрос христианства – возможность
познания человеком непознаваемого Бога, возможность не абстрактной, а реальной встречи с
ним. Палама признавал, что сущность Бога непознаваема. Но Бог существует не только в
себе, но и вовне. Он приходит в мир как свет. Свет Фавора (тот, что увидели апостолы во
время преображения Иисуса Христа на горе) – это божественная энергия, свойственная всем
трем лицам Святой Троицы. Сущность и энергия – два аспекта бытия Божия, они отличны
друг от друга, но неотделимы, и в каждом присутствует Бог. Фаворский свет вечен и
нетварен. Он может открыться праведнику, обожить его человеческое естество и сделать его
сродни Богу. Причем «истинным свет Фавора (свет обожения) является лишь тогда, когда он
охватит не только тонкий ум, но душу и все человеческое тело»
70
. Значит, выражение
человеческих чувств, страстей не может быть пороком (что способствовало усилению
экспрессивного направления в искусстве).
Каждый человек является божественным избранником, однако не каждый способен
и готов принять божественную благодать. К Богу ведет творческое познание и
самовыражение. Преображение человека «начинается с нравственного катарсиса
71
, изгнания
из ума греховных мыслей и дурных воспоминаний. Следующий этап – достижение исихии,
безмолвия, успокоения»
72
, то есть концентрация духовных и физических усилий путем
«умного делания» или созерцательной «умной молитвы» в полном одиночестве и тишине (в
искусстве «умное делание» признавалось необходимым не только для писания икон, но и для
их восприятия). Отсюда – проповедь аскетизма, монастырского затворничества, с чего
начинал свою подвижническую деятельность Сергий Радонежский, но позднее перешел от
перевоспитания человека по исихастскому образцу к перевоспитанию «на людях», на виду
всей общины. В монастырях рубежа XIV–XV вв. складывались глубокие моральные устои
жизни и развивалась художественная культура, отмеченная гуманизмом и
высоконравственными идеалами.
69
См.: Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. – М., 1976.- С.18-19.
70
Цит. по: Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб, 2004.- С.139.
71
Катарсис
– очищение духа через слезы и страдание.
72
Экономцев И.Н. Указ.соч.- С.183.