Стр. 75 - 2

Упрощенная HTML-версия

75
В начале XIV в.
Русь испытала
вторичное влияние византийского искусства
последнего периода расцвета – палеологовского Ренессанса. На первое место вышло
эмоционально-психологическое (а не догматическое, историческое) и эстетическое,
живописное начало. Общую направленность творчества выявил эмоционально-
экспрессивный стиль. Выделились три крупных центра иконописи – Новгород, Псков,
Москва, где формировались отдельные школы со своими чётко выраженными чертами.
Северная живопись, развивавшаяся в более демократической боярско-купеческой среде,
склонялась к большей широте, внешней свободе стиля. А московская, отражавшая интересы
княжеско-церковных кругов, стремилась к сдержанности, к искусству придворного,
утончённого характера.
В Новгороде начинался период культурного расцвета, расширялось внутреннее
содержание искусства, менялся стиль. Появились черты палеологовского влияния: вытянутые
и лёгкие фигуры, больше движения, развевавшиеся одежды, богатство цвета, много золота,
изысканные полутона, но меньше эмоциональной выразительности. Однако, определяющими
оставались русские черты: приземистые пропорции фигур, упрощённость силуэтных линий,
интенсивный светлый и звонкий колорит (противопоставление красного и белого особо
любимо), мягкость выражения, просветлённость, экспрессия, повышенный динамизм,
простонародный типаж, фольклорность, графичность рисунка.
К концу века сложилось чисто новгородское понимание цвета, формы, линии.
Краски приобрели невиданную чистоту (беспримесность) и звучность. Излюбленный
пламенный киноварный цвет придавал радостный, приподнятый характер всей палитре.
Яркие краски: белая, зелёная, оливковая, розовая, голубая, синяя, вишнёвая, жёлтая, –
давались в смелых противопоставлениях. Формы упростились, почти совсем утратили объём.
Сложился излюбленный лик святого: крепкие, приземистые фигуры со скошенными плечами,
почти круглые головы с мелкими чертами лица. Иконописи был присущ мужественный,
волевой характер.
Для псковской школы была характерна тенденция к преднамеренной архаизации,
созданию внешне грубоватых образов. Она являлась самой демократической по духу и
наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения, что отражало
настроения псковского духовенства, отличавшегося сильной плебейской прослойкой.
Художественный язык живописи предельно экспрессивен. Колорит густой и сумрачный с
преобладанием изумрудно-зелёных и тёмно-зелёных тонов, вишнёвых и густо-красных,
землисто-коричневых и мутно-синих. Фон чаще жёлтый. Одеяния разделаны тонкими
золотыми линиями. Цветовые контрасты создавали ощущение драматизма, душевного
порыва, напряжённой внутренней жизни образов.
Конец XIV–XV вв. – расцвет русской иконописи,
русское Предвозрождение.
Ведущая роль в культуре перешла к Москве, унаследовавшей традиции киево-владимирского
искусства домонгольского периода (как своей национальной классики) и эстетически
утончённой, глубоко интеллектуальной константинопольской живописи XIV в. Московская
культура стала наиболее совершенным воплощением русских национальных духовных и
этических идеалов. На протяжении всего XIV столетия в народной городской среде
вызревали идеи объединения русских княжеств и земель, требование прекращения княжеских
междоусобиц и мысли о необходимости свержения монголо-татарского ига. Народные идеи
превращались в политическую доктрину феодалов, которые рассматривали единство страны
как союз равных княжеств, возглавляемый великим князем.
Осуществить историческую миссию освобождения и объединения Руси могли лишь
люди, наделенные глубокой нравственностью и достоинством. Но азиатское нашествие