73
Над Царскими вратами – непременная «Тайная вечеря». Это начало и основание
Церкви с её главным таинством – Причащением плоти и крови Христовой. Икона указывает
на то, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же, что происходило на той
исторической встрече апостолов с Иисусом.
2.
Деисусный ряд
раскрывает главную тему иконостаса – идею заступничества всей
Церкви за род человеческий. В центре – образ Спаса в Силах, Христа-Судии, грядущего
судить живых и мёртвых. К нему склоняются в вечной молитве о прощении грехов людских
Богоматерь (по правую руку) и Иоанн Предтеча (слева), последний пророк Ветхого завета и
первый – Нового завета (он олицетворяет переход к христианству). Вместе с ними возносят
молитвы архангелы, апостолы, мученики, святители.
3.
Праздничный ряд
– это иллюстрация к Евангелиям, преданиям, важнейшим
событиям двунадесятых и других праздников. Тема чина: земная жизнь Христа и Богородицы
– новозаветная история.
4.
Пророческий ряд
представляет ветхозаветных пророков, предвозвестивших
приход Мессии. Среди них всегда находится пророк Исайя, давший наиболее ясное и точное
предсказание о рождении Христа. В центре ряда – Богоматерь Знамение.
5.
Праотеческий ряд
– образ Церкви Ветхозаветной. Здесь изображены праотцы –
предки Христа по человечеству, восходящее к Адаму родословие Иосифа Обручника – мужа
Марии. В руках праотцы, как и пророки в предыдущем ряду, держат развёрнутые листы с
надписями из Библии и пророчествами. В центре – икона «Отечество».
Венчается иконостас крестом или крестом с распятием – вершиной Божественной
любви к падшему миру.
Иконостас воплощает образ Небесной Церкви во главе с её основателем – Иисусом
Христом. «В иконостасе, начиная с образа Святой Троицы, Предвечного Совета и источника
бытия мира и промышления о нём, сверху вниз идут пути божественного откровения и
осуществления спасения; постепенно, через предуготовления Ветхого Завета, предображения
и пророческие предвозвещения, к ряду праздников – исполнению предуготовленного, и к
грядущему завершению домостроительства Божия – деисусному чину; всё как бы стягивается
к Личности Иисуса Христа, «Единого от Святыя Троицы». … Жизнь Церкви здесь как бы
резюмируется в её высшем и постоянном назначении – представительстве святых и ангелов
за мир»,– писал Л.Успенский
67
.
Иконостас раскрывает для верующих духовную сущность того, что совершается в
Церкви – сближение с Богом. Он показывает результат этого сближения, обращает христиан
к мысли о праведной жизни, о заступничестве Богородицы и святых в Судный день. Живое
таинственное общение угодников Божьих, представленных на иконах, с людьми в храме
создаёт совокупность Церкви Небесной и земной.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МАСТЕРА РУССКОЙ ИКОНЫ
В развитии эстетических основ мистического реализма можно выделить несколько
этапов, каждый из которых внёс свои краски в иконописание.
Конец Х – ХI вв. – период монументального историзма
в искусстве Киевской
Руси, отразивший силу государства и цельность народа. Тенденции к историзму проявились в
преобладании легендарно-исторического жанра. Средствами монументализации были
крупный масштаб, фронтальность, замедленный ритм движения фигур и др. Образы
авторитарны, торжественно-величественны, возвышенны, что соответствовало характеру
67
Цит. по: Икона Древней Руси XI-XVI веков. Альбом.- СПб., 1993.- С.37.