72
Создано множество вариантов икон этого типа, наделённых какими-либо
своеобразными деталями: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Грузинская, Петровская
Богоматерь, Казанская Троеручица, Скоропослушница и другие.
5.
Богоматерь
Умиление
(от греч. «елеуса» – милующаяся) – самое лирическое и
одновременно величаво-скорбное изображение Богоматери с младенцем Спасителем на
руках, нежно прижимавшихся щеками. Образ Марии наполнен материнской любовью,
тревогой и печалью. Иисус полон нежности и в то же время преисполнен силы и мудрости
Владыки мира. На первое место вышла идея будущей спасительной жертвенности и Матери,
и её Сына. В Умилении «нравственной теме спасения рода человеческого придана
возвышенная до общечеловеческого значения форма драматической материнской любви-
жертвы»
66
.
Самая известная икона этого типа – «Владимирская Богоматерь», которая была
образцом для более поздних списков. К этой группе принадлежат иконы: Белозерская,
Донская, Игоревская Богоматерь, Взыскание погибших, Достойно есть.
6.
Богоматерь
Взыграние
– разновидность типа Умиление, когда добавлялась деталь
– рука младенца, ласкавшая лицо Матери, как символ нежности и доверия. Или изображался
резвящийся младенец. Тема извода – взаимная любовь и ласкание. Пример: Любятовская
Богоматерь.
7.
Богоматерь
Млекопитательница
– ещё одна разновидность Умиления, где
изображалась Мария, кормящая грудью младенца Иисуса. Мистический аспект образа: так же
как Мать вскармливает Сына, Она питает и наши души; так же и Бог кормит нас «чистым
словесным молоком» Слова Божьего.
Были написаны и другие варианты «Умиления», как например, образ скорбящей
Матери, где Богородица стояла одна со склонённой головой и молитвенно сложенными
руками у подбородка, или икона «Не рыдай Мене Мати» (Богородица и Христос, стоявший
во гробе), где Мать оплакивала смерть Сына.
Некоторые иконы не имели глубокого богословского наполнения, а иллюстрируют
тот или иной эпитет, которым величали Марию, её прославление: Царица Небесная,
Неопалимая Купина, Богоматерь – живописный источник, Гора нерукосечная, Нечаянная
радость, Умягчение злых сердец и проч. Всего известно более 700 образов Божьей Матери.
ИКОНОСТАС
Концентрацией многожанровой и разнотиповой иконографии в русском
христианском храме был иконостас – важный элемент национальной церковной традиции.
Древняя Русь восприняла от Византии одноярусную невысокую алтарную преграду
в форме деисуса и развила её в многоярусную алтарную стену. Зародился иконостас в конце
ХШ – середине XIV вв. К началу XV в. в нём было три ряда, а к концу столетия – четыре, и
окончательно сформировалась структура в XVI в. В классическом иконостасе иконы
располагаются в пять рядов (чинов), тесно примыкая друг к другу.
1.
Местный ряд
– нижний. В центре его помещаются Царские врата, через которые
исходит Царь Славы Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям.
Справа от Царских врат – икона Спасителя и за ним – образ святого или священного события,
во имя которого освящён храм. Слева – образ Богоматери, затем – наиболее чтимые иконы.
Этим показывается, что вход в Царство Небесное открывается Господом Иисусом Христом и
его Пречистой Матерью – Ходатаицей человеческого спасения.
66
Вагнер Г.К. Указ.соч.- С.160.