65
ритуалов богослужения. Каждый жанр выражал определённый аспект богословской мысли
(содержание) и имел определённую структуру (форму), в которой эта мысль могла быть
разъяснена, т.е. имел жанровый стиль. Жанр представлял внутреннюю форму
художественного произведения в отличие от иконографии, закреплявшей внешние
графические традиции.
В соответствии с разными сторонами духовной жизни жанры можно объединить в
три группы
57
:
1. Символико-догматизирующие жанры
: символико-догматический, лирико-
догматический, деисусный, символико-философский, гимнографический и другие;
2. Повествовательные жанры
: легендарно-исторический, исторический,
житийный, символико-героический;
3. Репрезентативные (представительные) жанры
: персональный, ктиторско-
патрональный.
Рассмотрим особенности некоторых из них.
Легендарно-исторический жанр
включал в себя библейские сюжеты, составлявшие
единую историческую нить, и церковно-исторические темы:
иконы «Благовещение»,
«Преображение», «Тайная вечеря»
и другие. Взорам христиан открывалась священная
история, делившаяся на ветхозаветную и новозаветную, центром которой было пришествие и
смерть Христа. Изображения её были «не моленными в прямом смысле слова, а, скорее,
«образовательными», они направляли мысль присутствующих на восприятие главной идеи
богослужения»
58
.
Первостепенной задачей было раскрыть событийную, повествовательную сторону
сюжета, что привело к формированию определённых жанровых особенностей иконографии:
-
относительная свобода расположения фигур, когда они могли быть
профильными, трёхчетвертными и даже обращёнными спиной к зрителю, но не
предстоящими перед лицом молящихся;
-
не был обязателен центризм, строгой симметрии предпочиталось живое
равновесие;
-
действия персонажей образовывали как бы замкнутый круг и обращались
внутрь круга, а не к зрителю; в ХVI в. появился невиданный ранее динамизм;
-
преувеличение или уменьшение фигур, согласно их «чину», – не характерно
(исключение – XIII – XIV вв.);
-
душевное состояние определялось положением, которое персонаж занимал в
данной ситуации: в ХIV в. оно достигло насыщенного внутреннего волнения, большого
драматизма, экспрессии;
-
реально-мыслимое
действие
происходило
в
реально-мыслимом
пространстве и изображалось в обратной перспективе, но не плоскостно;
– событие понималось и как историческое, и как вечное. Все сцены развивались и во
времени, и вневременно, персонажи двигались в особом замедленном и плавном ритме, они
словно вечны.
Как видим, в легендарно-историческом жанре допускались элементы
реалистичности, здесь чаще замечались разные отступления от канона. Некоторые сюжеты
превращались в подобие исторической картины (например, московская и новгородская иконы
с изображением конных Бориса и Глеба).
В XIV–XV вв. слабел интерес к исторической конкретности и усиливался к сфере
идеального, а отсюда – к символике, отвлечённости. Так, в иконе Андрея Рублёва «Троица»
57
См.: Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве.- М., 1974.- С.254.
58
Вагнер Г.К. Указ. соч.- С.86.