Стр. 64 - 2

Упрощенная HTML-версия

64
благородные, они становились всё более тусклыми и землистыми. В любом случае краски,
выявляя свою суть, должны были составлять и единое целое, живописную гармонию.
Образцы византийского искусства стали появляться на Руси с конца Х в. и были
предметом подражания для русских иконописцев. Но с самого начала преемники показали
себя не как копиисты, а как самостоятельные творцы. Уже в ХII в. иконопись отличалась
выраженным национальным своеобразием. «Смягчая суровые византийские каноны, – писал
известный искусствовед В.Н Лазарев,– русские живописцы стремились к более земному, к
более свободному искусству. Они не боялись вводить в церковную роспись богатую
растительность, делающую столь привлекательным их райский сад, они облачали праведных
жён в славянские одеяния, придавали лицам ангелов национальный отпечаток. Так
постепенно традиционные формы начали наполняться новым содержанием, в котором
русские черты заявляли о себе со всё большей настойчивостью»
55
. На русских иконах лики
становились более мягкими и более открытыми, усиливалась интенсивность чистого цвета,
исчезали резкие блики.
До XVI в. на Руси ориентировались на древние образцы, отношение к которым было
относительно свободным. Иконописный канон воспринимался не как жёсткий закон и не как
внешнее предписание или правило, а как внутренняя норма, отражавшая сопричастность
художника церковной вере. «И творчество человека осуществляется в сочетании его воли с
волей божественной, в синергии (сотрудничестве –
авт.)
двух действий: божественного и
человеческого»
56
,– писал известный иконописец и богослов Л.А.Успенский. Поскольку
личный опыт восприятия Истины многообразен, то невозможно было заключить канон в
жёсткие рамки.
Но в XVI в. икона как феномен богословской мысли начинает растворяться в
эстетической стихии внешнего процветания искусства. Пытаясь предотвратить этот процесс,
церковь установила централизованный контроль за иконописью. Были введены
подлинники
иконографические
эталоны,
регламентировавшие
изображение.
Подлинники
подразделялись на «лицевые» (графический рисунок, трафарет) и «толковые» (письменные
наставления с указанием возраста, внешних признаков святого, жестов, предметов, цвета
одежды и т.д.). Стоглавый собор, проходивший в Москве в 1551 г., обязал иконописцев
строго следовать канону и не допускать «самомышления». Стоглав предписывал также
изографам следовать правилам морали, вести жизнь праведную. Так Церковь пыталась
закрепить отношение к иконописанию, как к служению Богу. Канон и должен был оградить
икону от несостоятельности православных. Однако сознание эпохи всё более утрачивало
характер традиционного миросозерцания. Канон переставал восприниматься как внутренний
стержень, а превращался в некую иконографическую схему. Церковная культура всё более
испытывала нараставшее влияние народных, а затем и западных традиций, что привело к
постепенному разложению канона.
ЖАНРЫ В ИКОНОГРАФИИ
Иконографический канон отражал также жанровую структуру искусства. Для
древнерусской иконописи характерно многообразие жанровых форм. Складывались они в
связи с практической культовой необходимостью и отвечали содержанию и духу сложных
55
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв.- М.,1973.- С.37-38.
56
Успенский Л. Указ.соч.- С.20.