Стр. 63 - 2

Упрощенная HTML-версия

63
Свои символы были у
евангелистов
:
у Луки – телец (знак жречества),
у Марка – лев (он описывал царственную силу и могущество Господне),
у Иоанна – орёл (он автор Откровения, проникнувший в бездны предвечного Бытия),
у Матфея – ангел или человек (он занимался генеалогией Мессии, его человеческим
происхождением).
Символичны образы святых, апостолов, ангелов. Например,
Георгий
– символ
победы над злом, олицетворение идеала красоты, чистоты и совершенства.
Апостол Петр
, изображавшийся с ключами, символизировал таинства церкви, через
которые человек входил в Царство Небесное.
Ангелы
изображались в виде красивых
юношей в знак их духовной красоты.
Серафимы
– как шестикрылые ангелы с человеческим
лицом, исполненные огнём Божества – сами горя любовью к Богу, они воспламеняли огонь
любви в сердцах других, очищая душу
54
.
Бога
было принято изображать в том виде, в каком Он являлся святым людям:
Пресвятая Троица в виде трёх ангелов – Аврааму, Бог Отец в виде старца – некоторым
пророкам, Бог Дух Святой в виде голубя – во время крещения Иисуса в Иордане Иоанном
Крестителем, и в виде огненных языков – так сошёл на апостолов в 50-й день после
воскресения Иисус Христос.
8.
Для иконы характерен особый
колорит
, который не только служил средством
выражения творческой индивидуальности иконописца, но и имел определённые значения.
Во-первых, изобразительное значение – цвет был опознавательным знаком
христианского образа: Георгий Победоносец изображался в ярко-красном плаще, Апостол
Павел – в малиновых одеждах и т.д.
Во-вторых, краски имели глубокий мировоззренческий смысл, могли придать
одному и тому же сюжету различную идейную и эмоциональную направленность. Так,
тёмные, мрачные краски подчёркивали мотивы скорби, а прозрачная голубизна – покоя.
Древнее искусство поражает богатством красочной гаммы, обилием тонов и
полутонов. Каждый оттенок имел свой особый смысл или несколько значений.
Например,
красный цвет
на иконах мучеников мог символизировать жертвование
собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства или крови Христа,
его страданий и смерти, или жизни, или Божественного огня, девства, любви.
Белый
– цвет
чистоты, невинности, отрешённости от мирского, Славы Христа, Самого Бога (белый
сочетает в себе все цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь мир).
Синий
– символ
неба,
тёмно-синий
– звёздной ночи,
голубой
– неба и Вечности, гармонии;
нежно-розовый
душевной утончённости,
вишнёвый
– знак Христа,
пурпур
– Вечности и славы Христа,
Возрождения, царствования;
зелёный
– юности и цветения, надежды, духовного
пробуждения;
чёрный
– знак сокровенных Божественных тайн, а также смерти, ада.
Но самый значительный, самый главный цвет в иконе –
золото –
символ радости и
блаженства, Божественной энергии, царственного достоинства, нравственного величия,
вечности. Золотой фон подчёркивал ирреальность изображённого, золотой нимб –
принадлежность к миру святых. Золотой божественный свет (ассист) тонкими лучами
исходил от Бога, озаряя всё кругом в Горнем мире. Цвет нёс с собой одновременно и свет, но
сочетание цвета-света у разных мастеров отличалось. Светоносны яркие, чистые, звонкие
краски новгородских икон, в которых сильно выражено декоративное начало. А псковские
иконы глухих, землистых, зелёных тонов загорались светом как бы из глубины доски, словно
из таинственной мглы. У московских мастеров XV в. краски стали прозрачными,
светящимися. Но в XVI–XVII вв. победили тёмные тона: сначала насыщенные и
54
См.: Русские иконы.- С.35-37, 74. 183.