62
4
. В иконографии весьма специфично передавалось
время.
Иконописец
совмещал
на одной доске
события
, происходившие в разное время и в разных местах. Он рисовал
одного и того же персонажа не только в различные моменты его жизни, но и после смерти. С
точки зрения средневековых представлений о «вечном» мире временная последовательность
событий не имела значения, все они происходили сразу.
В вечном, неизменном мире время не властно над небожителями. Поэтому все
святые изображались, как правило,
в одной возрастной
поре. Даже младенец на руках
Богоматери похож на взрослого человека с глазами, наполненными жизненной мудростью,
поскольку возраст Иисуса принято исчислять 33 годами, с момента начала его высшего
служения людям.
5.
На иконе отсутствовал внешний источник света. Свет солнца необходим для
видения предметов реального мира. Но в мире сверхреальном источником света являлся
Иисус Христос. От него исходил
Фаворский (божественный) свет
– это божественная
энергия, преобразующая мир и человека. Она обоживала всё человеческое естество, его
духовную и телесную структуру, и делала его сродни Богу, так что человеческое тело
начинало излучать видимое сияние. Однако этот свет открывался не каждому, и сходил
только на тех, кто изменялся к лучшему и познавал абсолютную истину. Свет исходил от
ликов и фигур святых, из глубины их, как символ святости. Можно сказать, что свет был
главным смысловым содержанием иконы. Значение символа света не зависело от цвета фона:
наиболее адекватный вариант – золото, но мог быть и красочный свет-фон.
6
. На иконе
небыло теней
; их не может быть в бесплотном мире – царстве Света.
7.
Нематериальный мир изображался условными
символами.
Нимб
вокруг головы святого – это слияние Света и Славы Божией. В нимбе Спаса
иногда ставили греческие буквы, означавшие слово «Сущий», а над головой Марии –
«Матерь Бога» или «Божья Матерь».
Одежда
– ткань из подвигов святого. Например, у Богородицы
красный мафорий
(покрывало на голове замужней женщины) – символ земных страданий и царского
происхождения,
голубые нижние одежды
– её небесная чистота,
поручни
(нарукавники) –
служение Церкви,
три звезды на челе и оплечьях
– знак чистоты и непорочности, а также
знак Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Символичны
жесты
. Так, фигура с рукой, прижатой к щеке, показывала печаль.
Раскрытая рука, протянутая вперёд – покорность.
Изображённые
вещи
также несли в себе определённую информацию:
чаша – символ искупления,
дуб – древо жизни,
свеча – символ души,
дом – символ домостроения, созидания,
гора – символ духовной высоты,
круг – символ неба, единения,
красный крест – мученичество или возрождение,
посох у ангела – небесное вестничество,
золотой венец – духовная победа,
лестница – духовное восхождение с земли на небо, Божье творение мира;
тороки (развевающиеся ленты в волосах) – послушание воле Бога,
зерцало (сфера с крестом) – дар предвидения,
крылья – символ быстроты и всепроникновенности,
крест – знак Иисуса Христа,
Голгофа – символ искупления Христом грехов всех людей, начиная от Адама.