Стр. 58 - 2

Упрощенная HTML-версия

58
символизму. Символ не имел чёткого соответствия с представляемым объектом, он его не
отражал, а обозначал и вызывал определённые ассоциации. Символ – это видимый знак
невидимого. Он был необходим как посредник между миром земным и небесным.
Обоснование этой необходимости выражено в словах защитника иконопочитания Иоанна
Дамаскина (VIII в.): «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно
изображённого из-за слабости понимания нашего»
40
.
Любое произведение церковного искусства само по себе символично как духовный
архетип
41
(храм – образ Царства Небесного, икона – образ святого). Конкретной символикой
наделены все элементы художественного выражения: детали планировки, освещённость,
количество глав у храма или позы, жесты, цвет в иконе. Произведение могло выступать также
как символ духовно-эстетической жизни своей эпохи (икона А.Рублёва «Троица» отражала
идеи единства народа и земли русской).
Это последнее связано с тем, что в культовом искусстве тенденции к условности,
схематизации и отвлечению постоянно противостояла другая – тенденция к полнокровному
воспроизведению земных образов. Древние творения отражали своеобразие эпохи,
национальные особенности, быт, природу, что сделало их настоящими художественными и
историческими памятниками русского народа.
Культовое искусство носило
синтетический характер.
Это в полной мере
проявлялось во время богослужения, где одновременно участвовали все виды искусств.
Архитектура, живопись, пение, проповедь, театральное действо – всё работало на создание
единого образа иного мира, утверждало внутреннее соборное объединение. «Собор всей
твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание
земное, – такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства»
42
.
ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Древнерусскую культуру называют культурой «великого молчания», подчёркивая
этим, что воплощённые в архитектуре и живописи зрительные образы намного значительнее
созданного русской словесностью. Особо поражает воображение иконописание Древней
Руси, поднявшееся до самых вершин мирового искусства.
Отправной точкой русского творчества была византийская художественная система,
заимствованная вместе с христианским культом. В IX–XII вв. искусство Византии
переживало расцвет. Именно в это время победили иконопочитатели и окончательно
утвердился классический византийский стиль на основе эллинских изобразительных
традиций. Мозаики и фрески выражали глубочайшую духовность, подчёркивая этим
сущность божества. Фигуры утратили материальную тяжеловесность, лица приобрели
строгий аскетический характер, пространственная среда стала простой и схематичной.
Была установлена строгая иерархическая система расположения сюжетов в храме,
призванная иллюстрировать основные догматы христианства. В куполе появилась
полуфигура Христа Пантократора (Вседержителя), как бы царящего над миром. Он исполнен
нечеловеческого величия и нечеловеческой мощи – властный, грандиозный, созидающий и
сокрушающий, милостивый и карающий. В апсиде стали помещать фигуру Богоматери, чаще
всего в типе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми руками; по сторонам от неё, как
стражи, – фигуры архангелов, в нижнем ярусе – апостолы, на парусах – евангелисты, на
40
Цит.по: Бычков В.В. Византийская эстетика.- М., 1977.- С.138.
41
Архетип
– исходный первообраз христианского искусства.
42
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения.- Ростов-на-Дону, 1998.- С.346.