Стр. 56 - 2

Упрощенная HTML-версия

56
сакрализация светской власти, канонизация центростремительных и авторитарных
тенденций, но также умелое противодействие социальной борьбе, объявляемой вне
божеского и человеческого закона. Важным было и то, что церковь сохраняла идеалы
первобытного родоплеменного демократизма в духовно-нравственной сфере, соединив их с
идеей соборности – коллективного жизнетворчества и согласия, единодушного участия
верующих в жизни мира и церкви
37
.
Кроме политических факторов важную роль в выборе веры сыграла психология
народа, его представления о мире. «Русские искали благодати и красоты… Столь
свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление
достигнуть абсолюта, причём сразу, немедленно, одним усилием воли, нашло вдруг
благоприятную почву» в византийском богослужении, дающим «возможность мгновенного…
прорыва к вечности, абсолюту встречи с Богом лицом к лицу»
38
.
Принятие христианства способствовало укреплению, консолидациии и
стремительному расцвету Древнерусского государства, поставило его на один уровень со
всем цивилизованным миром. Усилилась великокняжеская власть, освящённая идеей её
божественного происхождения. Произошли изменения в социальной жизни: ушли в прошлое
многожёнство, человеческие жертвоприношения, элементы рабского труда и другие
жестокие обычаи. На Руси постепенно складывалась новая, высокая культура, обогащённая
многими достижениями мировой культуры. В стране получили распространение
письменность и грамотность, появились писаные законы и культовая художественная
культура.
СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
Художественная культура Древней Руси представляла собой своеобразный синтез
славянской картины мира, византийского религиозно-философского мышления, а также
православного миропонимания, культа и церковного искусства.
Церковное искусство было включено в систему религиозного культа и выполняло в
ней определённые функции. Как пишет известный культуролог П.Сорокин, тема этого
искусства – «сверхчувственное царство Бога. Её герои – Бог и другие божества, ангелы,
святые и грешники, душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления, распятия,
спасения и другие трансцендентальные (т.е. переходящие границы земного
– авт
.) события.
Искусство вдоль и поперёк религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и
событиям чувственного, эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального
пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, а приблизить верующего к Богу. Как
таковое, искусство священно как по содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики
чувственности, эротики, сатиры, комедии, фарса. Эмоциональный тон искусства –
религиозный, благочестивый, эфирный, аскетичный»
39
.
Культовое искусство религиозно не только по своей идейной направленности, но
ещё в специфическом, функциональном смысле, так как являлось объектом поклонения
(икона) или средством реализации культовых действий (пение хора). Таким образом, оно
выполняло две функции: первая – укрепление и усиление религиозных верований; вторая –
эстетическая, призванная вызывать у людей эстетические чувства и суждения.
37
См.: Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.- М., 1997.- С.89-103. Подробнее о византийском
влиянии на Русь см.: Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.- М., 2002.- Ч.1.- С.53-56.
38
Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия.- М., 1992.- С.37.
39
Сорокин П. Кризис нашего времени. // Михайлов А.Н. Культурология в текстах и комментариях.- М., 1999.-
С.200