Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

55
Принятие христианства было вызвано разными причинами. Во-первых, Киевская
Русь стремилась занять своё место в европейской политике, стать вровень с развитыми
монархиями. Для того, чтобы наладить экономические связи и культурное общение с
христианской Европой и обезопасить себя от возможной экспансии более продвинутых
соседей, Русь должна была преодолеть своё языческое «варварство» через установление
принадлежности к какой-либо мировой религии. Во-вторых, князь Владимир хотел создать
сильное государство, для чего было необходимо провести глубокие преобразования и,
прежде всего, выражаясь сегодняшним языком, идейно объединить союзные славянские
племена с помощью общей для всех религии. Для становления феодального общества нужны
были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, чего не могло дать старое
язычество, закреплявшее патриархально-родовые отношения. В-третьих, смена религий была
внутренней потребностью населения, связанной с его духовным развитием, доказательством
чего служит разительный подъём культуры Киевской Руси
35
Христианство появилось на Руси в IX в., чему способствовали развитые торговые и
политические связи между Русью и Византией. Первыми христианами становились ради
личных выгод русские купцы, торговавшие в Константинополе (это обеспечивало им
поддержку церковной власти и лучшие условия по сравнению с язычниками) и русские
дружинники, служившие в византийской армии. По существующему в литературе мнению в
860-е годы киевские князья Дир и Аскольд впервые приняли христианство в качестве
государственной религии. Вторжение варягов-язычников во главе с Олегом оттеснило эту
веру, но не уничтожило её. В 955 г. крестилась киевская княгиня Ольга, во время правления
которой в разных древнерусских городах существовали маленькие христианские общины.
Уже в первой половине Х в. в Киеве была построена церковь Святого Ильи, имевшая статус
соборной, а это значит, что были и другие храмы. Если к тому же учесть тесные связи Руси с
Болгарией, принявшей христианство ещё в 864 г., а также миссионерскую деятельность
греков и болгар, то станет очевидным достаточно большой опыт общения русских язычников
с восточно-христианским миром.
Таким образом, официальное провозглашение христианства господствующей
религией в 988 г. стало вполне закономерным шагом, освящённым опытом предков.
Однако, надо отметить, что в Х в. шла борьба разных направлений христианства за
приоритет на Руси (византийская, болгарская, корсунская, римская, ирландская церкви)
36
, а
также велась проповедь иудаизма (из Хазарии) и мусульманства (миссионерами-арабами,
волжскими болгарами, из Хорезма и Закавказья).
Почему же русские люди остановили свой выбор на восточной ветви христианства?
Тесно общаясь с Византией, считавшейся совершенным государством,
могущественнейшей и богатейшей державой, Русь хотела стать равновеликой ей, партнёром
и союзником в международных делах. Византия воспринималась как идеал
централизованного иерархического государства и религиозно-культурного устройства, в
отличие от стран, проповедовавших западное христианство, где утверждалось превосходство
Папы над светской властью.
Сила византийского христианства состояла в сочетании принципа незыблемости и
безграничности власти, взятого из Библии, с принципом покорности и смирения, взятым из
евангельского учения. Русских самодержцев привлекали в восточном христианстве не только
35
См.: Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.- М., 1993.- С.22-23.
36
Так, Десятинная церковь (996 г.) – главный храм Киева и государства при Владимире – отражает заметное
западное влияние. Об этом свидетельствуют и архитектура церкви, и размещённые в ней мощи Климента
(ученика апостола Петра), культ которого был распространён на Западе. При Ярославле же строится по
подобию Константинопольского и становится главным Софийский собор, знаменовавший окончательное
утверждение византийского православия.