Стр. 50 - 2

Упрощенная HTML-версия

50
Символический смысл имели подарки в виде пряников различной формы: сердце означало
признание в любви, колыбельку получали молодые на свадьбе, коня или петуха дарили
мальчикам.
Одно из самых популярных блюд на Руси –
блины.
В старину блин сопутствовал человеку
всю его жизнь – от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательная
еда во время поминальных обрядов). Но прежде всего блины – необходимый атрибут
Масленицы. С языческих времён блины являлись символом солнца и их коллективное
поедание знаменовало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IХ–Х вв.
известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и крестом, знаком солнца,
которые, вероятно, служили для выпечки масленичных блинов
32
.
Образную характеристику этому ритуальному угощению дал А.И. Куприн: “Блин кругл, как
настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин
полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным
каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и
здоровых детей”
33
.
Начиналась Масленица с поминовения умерших. Язычники верили, что души предков
возвращаются на землю вместе с теплом, травами и птицами, чтобы помогать живым, а
потому первый блин клали для них на “духовое” окошко. “Первый блин – комам”, – говорили
в старину (комы – души умерших).
В мифологических представлениях блюда из зерна и муки соотносились с производящей,
рождающей силой нижнего мира, с силой плодородия, эротики, размножения. И поэтому
оказывались материальными символами связи, посредничества между мирами. Так, при
приготовлении каравая встречались огонь и вода, верх и низ модели мира. По мнению А.В.
Юдина “каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода всех миров
вертикали и сезонов годового круга, он, в сущности, сам – символ круга времён,
определяемого солнцем”
34
. Также трактуется символика масленичных блинов, а их
неумеренное поедание – типичный магический обряд плодородия: от количества съеденного
зависит новый урожай и весеннее возвращение солнца.
Эта же символика характерна для пасхальных
яиц.
В языческой Руси яйцо считалось
чудодейственным, источником жизни. Оно, как и зерно, несло не только рождение, но и
воскресение – внешне неживое семя, твердое известковое яйцо вдруг давало начало новой
жизни, повторяя уже известный путь: на землю, в гнездо – и вверх, в рост. Это позволяло
соотнести его не только с образом языческого умирающего и воскресающего божества, но и
Христа.
Традиции встречи Пасхи восходят к языческой весенней земледельческой обрядности. Для
увеличения урожая окрашенные кровью яйца (чтобы они были более “угодны духам”) катали
по земле. В некоторых местах России до сих пор делают голубков из выдутого куриного яйца
(древнейшая символика рождения жизни) или плетут их из соломы, которая символизирует
плодородие полей и напоминает лучистое солнце. Плетут также соломенное паникадило
(подсвечник) и, украсив его цветными тряпочками, вешают в красном углу до следующей
Пасхи.
Давно известны ярко раскрашенные цветными узорами яйца – писанки, символизирующие
весну, солнце, пробуждение природы. Археологи нашли глиняные писанки в Киевской Руси.
Этнографы рассказали об очень архаичных космогонических изображениях на пасхальных
писанках небесных лосих-рожаниц, знаков земли, воды и др.
32
Рыбаков Б.А.Указ.соч.-. С.668.
33
Цит. по: Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. -М.,1990.- С.86.
34
Юдин А.В. Указ.соч.- С.132-133.