51
Освященное пасхальное яйцо за праздничным столом ели первым, деля его между всеми
участниками трапезы. Яйца дарили друзьям и знакомым, раздавали нищим, с ними связаны
многие поверья (оберег от болезни скотины, от молнии, средство для повышения
урожайности посевов, для тушения пожаров, поиска заблудившихся в лесу домашних
животных) и игры (катание яиц, “битки”). Сегодня красное яйцо является знаком воскресения
Христа – символизирует наше возрождение кровью Христа.
Не менее значима в обрядовой кухне и
курица.
Издавна она считалась жертвенной птицей,
наделялась магической силой плодородия. Это делало ее, в частности, одним из главных
компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей давали
жареную курицу, которой молодые угощались после первой брачной ночи, разрывая птицу
руками на куски.
Ритуальной жертвенной пищей были также
свинина и говядина.
Так, русальские праздники
заканчивались ритуальным пиром, к которому кололи быка. На Рождество и Новый год ели
мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В
центральной полосе России в Васильев день (1 / 14 января; Василий, архиепископ Кесарии –
покровитель свиней) кололи “кесаретских” поросят. Перед употреблением зажаренного мяса
старший в семье трижды поднимал блюдо с целым поросенком, приговаривая: “Чтобы
свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились” (жертва и моление за скотину).
После трапезы хозяин вызывал смельчака отнести кости в свиную закутку. Носить нужно по
одной косточке, а там сидели черти и могли захлопнуть дверь и бить по голове костями,
требуя назад поросенка (противостояние нечистой силе).
Интересно, что церковь вела борьбу с ритуальным мясоедением: в XI в. был удлинен
петровский пост, приходившийся на русальский месяц июнь, в XII в. насаждался запрет на
мясо в том случае, если крупный господский праздник приходился на постные дни, на среду
или пятницу. Эти запреты были восприняты почитателями древних обычаев как грубое
вторжение в привычные устои жизни. Конфликт тогда закончился победой старой языческой
традиции.
Еще одно интересное ритуальное угощение, появившееся в христианское время, – творожная
пасха,
приготовляемая в специальной форме в виде усеченного конуса, имитирующего
Голгофу. Стенки ее украшались крестами и буквами ХВ. Это блюдо подчеркивало идею
искупительной смерти Христа, скорби и страданий.
Таким образом, обрядовая пища являлась очень важным, обязательным атрибутом семейных
и общественных календарных праздников. Цель ее использования: умилостивить богов и
духов, таинственные силы природы, чтобы они способствовали благополучию семьи,
богатому урожаю и приплоду скота. Можно отметить и ряд воспитательных моментов,
особенно для детей: приучение к самодисциплине, терпению, выдержке, вниманию к
присутствующим, укрепление гуманизма, доброжелательности, уважения к старшим.
Народные обряды и обычаи не остались просто фактом истории, имеющим отношение
лишь к своему времени.
Каждый праздник, несмотря на разнообразие составлявших его элементов, воспринимался
как нечто единое и цельное, подчинённое конкретной задаче. Обряды вобрали в себя
народную мудрость и талант. Они помогали людям жить и питали художественное
творчество, сохраняли опыт многих поколений, связывали настоящее и прошлое, вселяли
уверенность в будущем. Видимо поэтому мы и сегодня чтим многие традиции как источник
силы национального духа и любви к своей родине.
Вопросы для самопроверки
1.
Что обозначают понятия «обычай», «обряд» и «традиция»?