Стр. 49 - 2

Упрощенная HTML-версия

49
(каравай в печи может лопнуть – жизнь молодых разобьётся). На нижний корж клали сырые
яйца (символ продолжения рода), ягоды, сыр и мёд (символы безбедной жизни). Сверху
каравай украшали голубками (любовь молодых), шишечками (плодородие), уточками
(благополучие). Каравай, испечённый в доме невесты, делили между гостями перед её
отъездом к жениху, а под конец свадьбы раздавали “женихов” хлеб, получая взамен подарки
молодым
31
.
Разновидность каравая – высокий круглый пасхальный
кулич,
украшенный крестом,
считался чистым от злых духов хлебом.
Ни одно гулянье, особенно семейное, не обходилось без
пирогов
(от слова “пир”),
считавшихся залогом благополучия семьи и хорошего урожая. Так, в день именин было
принято рассылать пироги (а в некоторых губерниях – большие сдобные булки, украшенные
сверху изюмом, – “именинники”) родным и близким в качестве приглашения на праздник.
Специальный пирог с изюмом разламывали в разгар торжества над головой именинника и
осыпали его начинкой, приговаривая: “Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро”. Также
обязательным на именинах был пирог с капустой.
На свадьбе подавали курник – куполообразный пирог с курицей (символ плодородия). На
следующий день после свадьбы молодая пекла пирог для гостей, по виду которого судили о
домовитости будущей хозяйки.
Пирогом заканчивался и поминальный обед. На большом блюде в окружении свечей его
выносили из дома умершего и раздавали нищим. Самые разные пироги, но чаще всего с
мясной начинкой, пекли на Рождество.
Ко многим праздникам делали особое обрядовое
печенье.
На Рождество выпекали фигурки
домашних животных, чаще всего коров, овец, свиней, коней, птиц. Называли их по-разному:
колядки, каледушки, овсеньки, козульки, но значение имели одинаковое – заклинание
плодовитости. Такую выпечку дарили родным, друзьям, детям, колядникам, выставляли в
оконцах, скармливали скоту, ими украшали ёлку. На севере был обычай одну фигурку
ставить в сенях над проходом, чтобы животные сами находили дорогу из стада домой и
лучше плодились.
В крещенские праздники пекли кресты из кислого теста, иногда в них прятали монетку или
пуговку “на счастье”.
В марте взрослые и дети встречали весну печёными “жаворонками”, их вешали на колья,
нанизывали на вилы и поднимали к небу или просто подбрасывали румяных птичек высоко
вверх и пели зазывные песни – веснянки. В Орловской губернии дети отдавали их матери,
говоря: ”Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был”.
С днём Иоанна Лествичника (30 марта / 12 апреля) связан обычай печь из теста
лестнички
для восхождения в будущей жизни на небо. К синтезу двух мировоззрений привела
ассоциация христианского имени с языческим представлением о пути в загробный мир.
Лесенки пекли и на Вознесение (40-й день по Пасхе), их подбрасывали вместе с варёными
яйцами вверх с приговором, заклинавшим рожь вырасти так же высоко. Иногда при их
помощи гадали о посмертной участи человека.
Перед свадьбой выпекали шишки, голубков или уточек – их вручали во время приглашения
гостей как подарок от молодых. Эта символическая выпечка могла олицетворять стремление
к богатству, щедрости и должна быть отблагодарена подарком или деньгами.
Атрибутами свадебного, рождественского, новогоднего стола были и “орешки” – символы
богатства, плодородия, хорошего урожая.
31
Обрядовая кулинария.- Минск, 1997. -С. 513-518.