Стр. 48 - 2

Упрощенная HTML-версия

48
благополучия (обилие зёрен), а также обозначала связь поколений в семье. По древнему
поверью души умерших вселялись в птиц, поэтому лучшее поминальное угощение для них –
кутья (птичья еда).
У русских и белорусов существовал обычай “бабиной каши”. Её варила бабка-повитуха и
приносила роженице на крестины. В конце обеда горшок с кашей разбивали об угол стола и
она рассыпалась. То, что оставалось в руках, съедали мать и гости, часть уносили с собой для
детей. Если в доме были молодые бездетные женщины, то горшок нужно было разбить так,
чтобы как можно больше содержимого полетело в их сторону. Кроме того, “баба” угощала
молодого отца ложкой недосоленной или пересоленной еды в наказание за родовые муки
жены.
На Васильев день (1 / 14 января) с утра по специальному ритуалу варили кашу из гречи. Если
она получалась красная, хорошо разваренная – быть семье счастливой. Если же выходила
бледной или вылезала из горшка или, того хуже, горшок трескался, то быть беде.
Накануне Рождества, в Сочельник, употребляли только овощи, сочиво и взвар. Сочиво – это
та же поминальная кутья с изюмом, маком, орехами. Сладкая приправа означала сладость
благ будущей блаженной жизни. Взвар (узвар) – густой компот из сухофруктов – всегда был
символом рождения. Соединение этих блюд знаменовало рождение и смерть Иисуса Христа
во искупление грехов человеческих. Садово-огородные растения и плоды, как и семечки,
считались символом оплодотворяющего землю дождя.
У украинцев и белорусов был распространён обычай подношения ритуальной кутьи
крёстным родителям и повивальным бабкам, что многие исследователи связывают с
жертвами душам умерших. Такое же значение имела и раздача оставшейся кутьи нищим.
Особой “мирской кашей” кормили нищих в день Аграфены Купальницы (23 июня / 6 июля).
В этот же день по определённому обряду девушки готовили “обетную” кашу или кулагу,
которую ели по возвращении из бани или после купанья.
Распространённым обрядовым блюдом был хлеб.
Хлеб
всегда почитался как священный
продукт, с ним были связаны представления о счастье и благополучии дома. Вот некоторые
приметы:
– нельзя доедать хлеб за другим – заберёшь его счастье;
– нельзя есть за спиной другого человека – съешь его силу;
– нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам – постигнет бедность;
– нельзя оставлять кусок хлеба на столе, будешь худеть – он тебя есть будет или станет
гоняться за тобой на том свете;
– не ломай хлеб руками – жизнь себе поломаешь.
Издревле известно доброе пожелание “хлеб-соль”, оно отгоняет злых духов, является знаком
гостеприимства. Хлеб – это выражение милости, соль – любви. Хлеб означает пожелание
богатства и благополучия, соль защищает от враждебных сил. На столе в русском доме
постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка (гостеприимство и особое положение, которое
отводилось столу).
В разных случаях выпекали караваи, пироги, калачи, печенье и другой специальный хлеб.
Традиционный славянский круглый
каравай,
испечённый на огне, воплощал солнечную
символику. В языческие времена каравай был главным атрибутом свадебного обряда.
Родительское благословение молодых хлебом-солью некоторые исследователи считают
ранней формой заключения брака. Неординарная роль свадебного хлеба сохранялась до
начала ХХ в. Выпекание каравая было обусловлено сложным ритуалом, с которого,
собственно, и начиналась свадьба, сопровождалось пением и танцами. Каравайницами
выбирались только жёны из счастливых семей. Каждая приносила с собой муку, яйца, масло
– объединение продуктов должно было сильнее скрепить молодую семью. Тесто не должно
быть слишком крутым (иначе жизнь молодых сложится “круто”) или слишком жидким