47
Любопытные объяснения похоронным обрядам дают биоэнергетики. Приведем
некоторые из них.
Почему нужно закрывать зеркала? Мертвый организм окутан полем
электромагнитного излучения, которое равномерно рассеивается по всем направлениям. Если
энергия этих потоков встретит зеркальную поверхность из серебра, то в зеркале могут при
некоторых условиях возникнуть определенные изображения.
Может ли в доме завестись призрак покойного? Свободная энергия, покидающая
умершего, постепенно расходится во Вселенной и разносит о нем информацию. Чтобы выход
был равномерным, возле покойника должно происходить как можно меньше событий: не
вести посторонних и громких разговоров, одеваться неброско, вспоминать только хорошее,
останавливать часы, не открывать окна. Если энергия встретит сопротивление, то нарушится
постепенность, образуются сгустки и в доме может появиться призрак.
Почему покойника выносят вперед ногами? В области головы энергия скорее
концентрируется в сгустки, оттягивая на себя энергию всего остального тела. Если вынести
вперед головой, большие сгустки энергии “уплывут” из помещения первыми и не смогут
собрать на себя всю оставшуюся энергию покойника.
Обращает на себя внимание сходство позиций наших современников и древних
предков. Те и другие диктуют одни и те же обрядовые действия, хотя причины их
совершенно разные. Чем объяснить эти совпадения? Точностью народных наблюдений?
Получением информации из космоса жителями древних цивилизаций? Происхождение
традиционных знаний остается для нас загадкой, но сами знания, несомненно, достойны
уважения.
ОБРЯДОВАЯ ЕДА
Языческие гулянья нередко сопровождались общей обрядовой трапезой. В Древней Руси
известны “братчины” – общесельские пиры около церкви или в церковной трапезной во
время некоторых христианских праздников, когда “всем миром” варили пиво, закалывали
быка. Например, петровская братчина была завершением русальского июньского цикла, в
древности посвящённого Дажьбогу. Братчинами являлись и осенние праздники урожая:
Спасы 1 / 14 и 6 / 19 августа, Успение Богородицы 15 / 28 августа, Рождество Богородицы 8 /
21 сентября и соединённое с ним празднование Рода и рожаниц. Таким образом,
приготовление ритуальной пищи становилось важнейшим элементом подготовки к
празднику.
Обычно в праздничном пиршестве соседствовали две тенденции: выставление на стол как
можно большего числа блюд из всего производимого и выделение специфики данного дня
особым блюдом. Наибольшим изобилием еды должен был отличаться Новый год. Считалось,
что это вызовет изобилие в течение всего года и богатый урожай.
Пожалуй, самое распространённое обрядовое кушанье –
каша.
В Древней Руси “кашей”
называли свадебный пир; организовать его – “заварить кашу”. Сладкой кашей из пшена с
мёдом угощали родителей и родственников невесты; она символизировала чистоту и
невинность девушки. Молодые часто употребляли только эту еду, её символическое значение
сводилось к продолжению рода.
Кашу варили и при заключении мирного договора. В знак дружбы противники ели её за
одним столом. Но если договор заключить не удавалось, говорили: “С ним каши не сваришь”.
Кашу с маслом подавали на родинах и крестинах, а на поминках – с мёдом (кутью). Пища,
сваренная из хлебных зёрен, олицетворяла непрерывность жизни, была залогом семейного