45
приведение в надлежащий вид умершего. У славян известны возрастные отличия в
женском уборе: девочек хоронили с очень скромными украшениями, девушек и молодых
женщин – в богатом подвенечном наряде, пожилых женщин – скромно. В средневековье
хоронили, как правило, в белом (цвет духовной чистоты христианской души);
изготовление домовины (гроба), подобия настоящего дома или ладьи;
выставление после смерти чашки с водой для обмывания души;
выставление стакана воды, накрытого куском хлеба, на окне и рюмки водки с хлебом
сверху на поминальном обеде. Время появления обычая не установлено, но истоки его,
вероятно, – пищевая жертва мертвым или богу;
плачи и вопли у гроба при выносе тела из дома, а также последнее целование
умершего близкими как дань уважения и любви к покойнику;
погребение до захода солнца, чтобы оно могло захватить с собой умершего;
бросание денег в могилу для оплаты перевоза через огненную реку или на свободный
проход по мытарствам (судилищам за грехи);
поминальная трапеза на погосте, разбрасывание остатков пищи на могиле для птиц
(душ умерших). У язычников этот обычай имел характер ритуальной оргии с пьянством и
эротикой, направленной на то, чтобы облегчить покойнику переход в мир иной и
одновременно нейтрализовать исходящую от него смертоносную силу. Состояние опьянения
(соотносилось со смертью), эротика (элементы антиповедения), тризна (боевые игры,
состязания в честь умершего) имитировали Хаос, смерть и в то же время защищали от
последней;
соблюдение траура от недели до года и более и проведение поминок – воспоминаний
об умершем, которые как бы воплощали его и делали участником поминального обряда.
В народе поминки отмечали в день похорон, на третий и шестой дни после смерти –
редко, девятый и двенадцатый – не всегда, сороковой – обязательно, полугодовину и
годовину. Церковь рекомендует поминать трижды в соответствии с верованием о
путешествии души на тот свет: в третий день ангел приводит душу на первый поклон
Господу. Затем ей показывают райские блаженства. На девятый день – второе поклонение
Богу. Потом в течение тридцати дней душа смотрит на адские мучения и на сороковой день в
третий раз поклоняется Всевышнему. Тогда и решается ее дальнейшая участь, но не
окончательно, а лишь до наступления всеобщего Страшного суда. Обязательны так же
ежегодные поминки. В народе троекратное поминовение связывали с изменением тела
покойника в гробу: в третий день меняется его образ, в девятый распадается тело, в
сороковой истлевает сердце. По народному поверью, на сороковой день душа является в дом
на целые сутки и уходит лишь после “отпуска” ее или “проводин”. Если “проводины” не
устроить, то покойник будет мучиться.
В восприятии умершего как источника нечистой, смертельной силы проявлялась
другая сторона отношения к нему. С этим связаны многочисленные очистительные обряды,
сохранившие черты языческой
предохранительной магии
:
сразу же после смерти закрывать двери, окна, а позднее и зеркала (магический путь
проникновения из иного мира, зазеркалья), чтобы злые чары не вошли в дом;
омовение тела на соломе у порога избы, против трубы. На атрибуты омовения – горшок,
воду, мыло, гребень – переносилась мертвящая сила, поэтому от них старались скорее
избавиться, иначе покойник будет являться живым;
изготовление для погребения не настоящей одежды, а шитой на руках, обязательно держа
иголку от себя вперед, иначе покойник опять придет за кем-нибудь; замена обуви на
матерчатую, обвязка онучей иначе, чем у живых;