Стр. 44 - 2

Упрощенная HTML-версия

44
окропление молодых водой, осыпание зерном и орехами, помазывание голов маслом,
смачивание гребня медом или вином – знаки падающей с небес благотворной влаги (дождь
на свадьбу – к богатству, счастью);
стол – небесное пространство, обход стола молодыми напоминало круговращательное
движение небесных светил, разложенные на столе хлеба различной величины
воспринимались как небесное пространство с одним главным и несколькими
второстепенными светилами (остаток этой языческой традиции можно увидеть в обхождении
аналоя со свечами в руках во время венчания);
пояс – предмет посвящения и жертвоприношения, оберег от колдовства, символ
радуги;
полотенце – знак радуги, символ счастья и плодородия;
называние жениха князем, а невесты княгинею – соответственные названия солнца и
месяца.
Следует отметить значение некоторых других обрядовых действий и предметов. Так,
застилание дома невесты сеном или соломой выражало желание наделить богатством, чтобы
молодые не ходили по голому полу. Разбивание посуды было связано с жертвоприношением
– сосуды, послужившие богам, не могут служить людям. В настоящее время бокалы бьют в
знак целомудрия невесты или как пожелание молодоженам счастья. Ритуальное засорение
дома (сор – символ земли) значило сделать молодую богатой и чадородной.
Образы животных
, фигурировавшие в обрядах, могут быть осмыслены как свадебные
жертвоприношения с целью благодарения богов и мольбы о благополучии. Так, постель для
молодых стелили в овчарнике, сажали их в день свадьбы на вывернутую вверх шерстью
овчинную шубу. Смысл этих действий – в наделении здоровьем и богатством. Бараний мех
ассоциировался с тучей: как туча дает земле богатство – дождь, так и молодым желаем. Козел
и баран были символами солнца, зари и луны. Знаками поклонения солнцу являлись также
свинья (ее голова, окорок, колбасы присутствовали на столе), петух, курица (или заменявшая
их яичница в бедных семьях).
Христианская традиция
внесла свои коррективы в свадебный обряд, введя бракосочетание
в церкви. Канонические правила запретили венчание во время постов, в субботу, накануне
великих и храмовых праздников (дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном
веселье), во время ряда двунадесятых праздников, по вторникам и четвергам (накануне
постных дней – среды и пятницы). Венчание совпадало с причащением, к которому невеста и
жених готовили себя постом и покаянием. Обязательным был обряд родительского
благословения иконой: Богородицей – девушку, Спасителем или Николаем Угодником –
жениха. Благословенную икону невеста везла с собой в новый дом как последнее напутствие
и родительскую защиту. За поддержкой, защитой и благословением участники обряда
многократно обращались к святым. В свадебном фольклоре часто встречаются имена
Кузьмы-Демьяна – святых бессребреников, покровителей ненарушимости христианского
брака, устроителей супружеской жизни.
Такое же переплетение язычества и христианства отразилось и в
похоронном обряде.
Расхождение между двумя аерамив данном случае состояло в самом отношении к смерти. В
языческом представлении смерть – враждебная сила (соотносилась с миром иным),
неизбежное зло, трагедия, горе, выражавшееся в плаче и причитаниях. Здесь нельзя было
обойтись без помощи богини погребального плача Кары и богини печали и тоски Жели. В
отношении к умершим проявлялась двойственность. С одной стороны, они – покровители
живых родственников, поэтому с ними нужно было обходиться уважительно,
достойно
проводить в последний путь
, постаравшись его облегчить, и снабдить необходимыми для
загробной жизни предметами и едой. Эти верования отразились в следующих действиях: