Стр. 40 - 2

Упрощенная HTML-версия

40
чудодейственной силой. Но чтобы они не утратили своего магического воздействия,
неотделяемого древним человеком от физического, необходимо было строго соблюдать
правила сбора трав и необходимые ритуалы. Тогда, если повезёт, можно найти даже
таинственный “перунов цвет” – огненный цветок
папоротника,
сорвав который овладеешь
тайными знаниями и сможешь видеть зарытые под землёй клады. Это возможно только в
данную ночь, когда нечисть приоткрывает спрятанные сокровища и они вспыхивают
блуждающими огоньками на болотах и лесных пнях.
Важнейший символ купальских обрядов – двуцветный
цветок иван-да-марья,
означавший
два противоборствующих начала: мужское и женское, огонь и воду, высшее и низшее, жизнь
и смерть, крепко связанных друг с другом. Иван обозначен жёлтым цветом – это Иван
Купала, воплощение силы Солнца, небесного огня. Марья (синий цвет) – образ древнего духа
смерти, болезней, водной стихии Мары (Марены). По фольклорным текстам – это родные
брат и сестра, вступившие в кровосмесительную связь. С близнечной парой Иван-Марья была
связана магия любви и плодородия, а также целебных сил.
Довольно сильно в купальских праздниках выражено магическое значение
воды и огня.
Массовые купания в источниках (или в бане) были почти обязательными, иногда – нагишом,
чтобы в течение лета чувствовать себя в воде безопасно. Для здоровья умывались утренней
росой (с этой же целью катались по росе в Егорьев день – 23 апреля / 6 мая). В конце зимних
святок на Крещение многие окунались в прорубь, называемую Иорданью (в честь реки, в
которой крестился Иисус), смывая таким образом с себя грехи и болезни. Купание вообще
осмыслялось как возвращение к изначальной чистоте.
Купанием и обливанием сопровождался обряд вызова дождя, согласно языческим
представлениям о связи влаги земной и небесной. Воду активно использовали для гаданий,
так как её зеркальность – отражение иного мира, реки-дороги в потусторонний мир.
Заклинание дождя и тем обеспечение плодородия возможно было также с помощью
ритуальных
поцелуев.
Это отмечено в масленичных обрядах, восходящих, вероятно, к
представлениям о совокуплении неба (мужское начало) и земли (женское), в результате чего
возникает дождь, оплодотворяющий почву.
Очистительную силу имел и
огонь,
поэтому на Купалу жгли костры (символ Солнца) и
прыгали через них, переносили немощных стариков и маленьких детей. Удачный совместный
прыжок девушки и парня предвещал им счастье. Солнечная символика отражена в обычае
пускать с горок обвязанные соломой и подожжённые колёса.
Защищающие от враждебных сил костры разводили и на Благовещенье (25 марта / 7 апреля).
Через них скакали, дымом окуривали одежду. Всю ночь накануне горели огни и в избах,
чтобы лучше уродился лён, в противном случае его выжжет молния. Так как Благовещение
считалось неблагоприятным днём (возможны ссоры, скандалы, сглаз, наговоры и проч.), то
эти меры предохраняли от злого магического воздействия.
Итак, основу календарных праздников составляют языческие и христианские традиции при
явном доминировании первых. В народных обычаях они, как правило, настолько тесно
переплетены, что бывает трудно выделить их первоначальный смысл. Это замечание
относится не только к сельскохозяйственным, но и к семейным обрядам.
СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ
Согласно традиционному мышлению критические точки есть в жизни не только природы, но
и человека, основные из них: рождение, свадьба и смерть. Ритуалы, посвященные этим
событиям, способствовали переходу личности из одного социального состояния в другое.
Они достаточно специфичны, но имеют и некоторые общие черты.