39
снова уйти, а по другой рекомендации даже высунуть язык или состроить рожу, чтобы
отпугнуть злых духов, прячущихся за зеркалом)
26
.
Магия благополучия отражена в обычае
украшать ёлку.
Его связывают с поверьем
древнегерманских племён о том, что духи скрываются в вечнозелёных елях и чтобы их
умилостивить, надо сделать им подношения. Видимо с тех пор сохранилась у немцев и
перешла к русским и символика ёлочного наряда: коровы, козы, барашки развешивались в
память о новогодней жертве духам подземного мира, чтобы избежать голода и бедствий.
Фрукты на ёлке – напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в
предстоящем году, осыпать их плодами, а конфеты – пожелание сладкой жизни. Но если
конфеты, печенье, яблоки положены под ёлку – это в память о предках. Ёлочные свечи,
гирлянды (особенно много их должно быть на Рождественской ёлке) призваны поддержать
солнце, чтобы оно совсем не погасло в критические зимние дни. Рождественские же свечи на
столе означали семейный очаг.
В России вечнозелёная ель (сосна) стала восприниматься как символ жизни, мира и счастья
лишь в Новое время. В древности она считалась деревом смерти, её ветками устилали путь
похоронной процессии. В некоторых славянских регионах к Новогоднему празднику
выращивали в кадках цветущие вишни и украшали их свечами.
Дед Мороз и Снегурочка
у ёлки, как уже отмечалось, появились тоже довольно поздно, в
конце XIX века, хотя как фольклорные персонажи были известны давно. Мифологический
Мороз, Морозко, Студенец – повелитель зимних холодов – неказистый вредный старик с
длинной седой бородой, который стуком палки вызывал трескучие морозы. Со временем он
превратился в богатыря кузнеца, сковывавшего реки. У славян существовал специальный
ритуал задабривания Деда Мороза накануне Рождества. В ХХ столетии Дед Мороз
воспринимался уже как воплощение щедрости и доброты. Снегурочка – олицетворение
молодости, радости и веселья, юная дочь весны.
Почитание деревьев издревле было свойственно всем народам. На Руси культовым деревом
была
берёза
– символ девичества, дух-покровитель сообщества. Как главный образ она
присутствовала во многих девичьих обрядах, на Троицу. С её помощью “кумились”, ветками
наряжали дома, из неё плели венки. Венок служил залогом бессмертия, знаком любви и
супружеских уз. Наши предки верили, что украшая всё кругом зеленью и цветами, можно
ускорить созревание хлебов.
Верба,
расцветающая первой, стала знаком наступающей весны, деревом жизни, наделённым
особой целебной силой. Она – героиня вербного предпасхального воскресенья. В фольклоре
она приобретала черты Мирового дерева, как и береза, и сосна. Символом космического
Мирового дерева был и ледяной столб, который устанавливали на Масленицу.
Рябина
способна защитить от всякой ночной нечисти. Она неподвластна подземным силам. Ярко-
красный цвет ягод – цвет Солнца, победителя ночи.
А
осина
– проклятое дерево, место постоянного обитания злых духов. Его нельзя было
вносить в дом, прятаться под ним во время грозы, но именно осиновым колом можно было
навеки пригвоздить к земле упыря.
Большая роль растительному миру отводилась в купальской обрядовости. Со дня Аграфены
Купальницы (23 июня / 6 июля) начинали активный сбор трав и кореньев для лечения и
ворожбы. В ночь на Ивана Купалу, ночь ведьм, колдунов и всякой нежити, разговаривали
между собой животные, деревья и даже травы, которые в тот момент наполнялись
26
Русские люди всегда были очень суеверными. Возрождение этого пережитка сегодня психологи связывают со
стремлением к определённости и уверенности в нынешнюю эпоху перемен. Эта временная слабость будет
исчезать по мере привыкания к свободе личности и к необходимости больше полагаться на самих себя.
(Неделя.- 1998.- 28 янв.- С. 12).