38
сменялся буйной тризной с “бесовскими играми” специально приглашаемых скоморохов и
общими плясками-пением, а иногда и драками. Во многих местах поминовение
сопровождалось продажей дудок и свистков, громким криком и свистом.
Б.А. Рыбаков объясняет это своеобразное сочетание плача и плясок стремлением
противопоставить мертвенному началу начало жизнеутверждающее
24
. Однако более
подходящим видится толкование А.В. Юдина и Л.Н. Виноградовой, которые отмечают, что
на Семик приходился праздник поминовения заложных (нечистых) покойников – детей и
молодых людей, не вступивших в брак. Их души могли возвращаться на землю в весенне-
летний период, признаком чего было расцветание цветов (старики, “родители”, умершие
своей смертью, приходили на землю в осенне-зимнее время). В эти дни особенно шалили
русалки – души заложных покойниц, враждебных живому человеку. Поэтому в Семик
совершались обряды, чтобы защититься от этих духов (магический шум на поминках) и даже
избавиться от них (обряды “похорон русалки”, “проводы русалки”)
25
.
4. 26 октября / 8 ноября – “Дмитровская (родительская) суббота” и вся предшествовали
Дмитровская неделя. Поминовение проходило как дома, так и на кладбище и вновь
завершалось разгулом. Оно было связано с окончанием обмолота урожая и всех мужских и
женских сельскохозяйственных работ. Богатое угощение из 12 зерновых и мясных блюд
служило знаком благодарности предкам за дарованные ими блага.
Как видно, моления были семейными и общественными, что говорит об их связи с
проблемами как одного дома, так и всего селения. Встречающееся в обрядах число 12,
видимо, свидетельствует об экстраполяции поминаний на все 12 месяцев года. Внимание к
умершим проявлялось не только в поминальные дни, но и в другие праздники. В Сочельник,
например, вечером во дворе зажигали большой костёр из соломы или навоза. Огонь считался
местом притяжения душ, символизировал неразрывную связь двух миров. Души покойников
собирались вокруг костра греться, а живые здесь же в глубоком молчании молились за них.
Характерная форма общения двух миров –
гадания.
В них проявлялось желание людей войти
в контакт с потусторонними силами с целью узнать о своём будущем. Гадали, главным
образом, на зимние и летние святки, когда активизировались эти силы. Причём явно более
значимым был зимний период (от Рождества до Крещения) – время наибольшей
неопределённости в борьбе Хаоса и Космоса: с Сочельника до Нового Года, включая его
первый день, интересовались будущим урожаем, а от Новогодней ночи до Крещения –
замужеством. Срок исполнения считался разным: рождественские предсказания должны
были сбыться в начале лета, новогодние – в середине, а крещенские – к окончанию. Известны
и осенние девичьи гадания о суженых вечером под Катерину (24 ноября / 7 декабря) и под
Андрея (30 ноября / 13 декабря). Способов совершения этого обряда было множество: в доме
и на улице, в одиночку и группами, некоторые сопровождались пением-заклинанием
(подблюдными песнями), многие выполнялись как праздничные развлечения, а другие
считались страшными, как например, гадания на зеркалах (зеркало – граница между мирами).
Нередко условием успешной ворожбы выдвигалось создание обстановки, напоминающей
загробный мир: темнота, свеча, тишина, одиночество, нагота или свободная рубашка без
пояса, распущенные волосы, отсутствие крестиков, колец, браслетов и других атрибутов
“белого света”.
Простейшей формой гадания можно считать “
суеверные” бытовые приметы,
например:
“разбить зеркало – значит, потерять душу” (чтобы исправить положение, нужно собрать
осколки в коробочку и окропить их кровью из своего указательного пальца); “вернуться
домой за забытым предметом – не иметь удачи” (надо посмотреть в зеркало прежде, чем
24
Там же.- С. 118.
25
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. С. 149-150.