Стр. 36 - 2

Упрощенная HTML-версия

36
которые чаще всего появляются в её образе. Туда, где имитируется зло, настоящее зло не
придёт. Таким образом, обрядовое хождение с козой должно было обеспечить хороший
урожай и предохранить от всякой нечисти.
Медведь мог выступать и в роли зверя богини весны Лады. В связи с чем непременная маска
этого персонажа на масленичном карнавале олицетворяла наступление весны – время
пробуждения от зимней спячки. Тему весны дополнял образ коня, принимавший участие в
движении солнца. Маска быка – отражение культа ярой жизненной силы. Присутствие образа
курицы связано с тем, что она наделялась магической силой плодородия. “Божьей птицей”
называли журавля – вестника пробуждения природы.
В целом ряжение имело глубокий знаковый смысл. Переодетые – агенты “антимира”, ставили
себя вне принятых правил поведения, демонстрировали “антиповедение”, хулиганили,
глумились над всеми, пока от них не откупались и не выгоняли, как и положено поступать с
нечистью: это служило магической защитой от возможных реальных нашествий. “Антимир”,
замечает А.Юдин, освящён языческой святостью, которая связана со смертью и
возрождением, ростом, плодородием. Это нисхождение, за которым следует восхождение,
прирастание блага
22
.
Идея “антимира” присутствовала во многих обрядах. Так, в предпасхальный “чистый
четверг” мужики для оберегания полей и огородов от кротов верхом на кочерге (антилошади)
трижды объезжали их со специальными приговорами, очерчивая магический круг – защиту
от подземных сил. А девушки в этот же день для охраны скота объезжали дом с постройками,
сидя на помеле, распустив волосы и в одной рубашке, имитируя таким образом
принадлежность к антимиру.
От визитов ходячих покойников и нечистой силы охраняла перевёрнутая посуда, которая в
данной ситуации лишалась своего обычного значения и наделялась антизначением. Из
антиматериала (противопоставленного обычным хозяйственным материалам, например,
дереву, из которого вырезали идолов) – соломы, лыка – делали ритуальные чучела. С
антиповедением связаны ритуальные шум, смех и сквернословие как обереги от нечистой
силы, а брань, к тому же, была проявлением сексуальной магии.
Мы видим, что для перечисленных обрядов характерно выворачивание наизнанку обычного
мира, замена полюсов бинарных оппозиций модели мира: верхнее менялось с нижним
(например, обыгрывание половой сферы в непристойных выражениях и действиях), мужское
с женским, умное с глупым, одежда с наготой или лохмотьями и т.д. В целом, “серьёзный”,
свой, упорядоченный мир менялся на “смеховой”, чужой, хаотический. Имитация
“антимира”, а затем разрушение его означало преодоление Хаоса и восстановление порядка.
Многие обряды, особенно зимнего цикла, связаны с
идеей плодородия
. Так, на Масленицу и
святки катались с гор, на Масленицу и Пасху качались на качелях. Магический смысл
катания с гор
– обеспечение роста культурных растений. Движение сверху вниз имитирует
посредничество между мирами: за нисхождением (смертью) следует восхождение
(воскресение). Зерно, положенное в землю, наполняется исходящей из нижнего мира силой и
прорастает. Отсюда, чем дальше прокатишься с горы, тем выше затем поднимется стебель,
больше будет урожай. С наполнением половой силой связано ритуальное катание с гор
молодожёнов на Масленицу. Такой же смысл имеет качание на качелях.
Этнографами зафиксирован и такой способ воздействия на высокий рост посеянных злаков,
как
хождение на ходулях
во время начала посевных работ.
22
Юдин А.В. Указ соч.- С. 259.