Стр. 35 - 2

Упрощенная HTML-версия

35
орошали дождем хлебородные нивы, но в период отрицания язычества их стали
воспринимать как души заложных (нечистых) покойниц, которых старались скорее
проводить обратно, в их мир, до следующего лета. Ярило, Купала – божества мужской силы,
весенней ярости, функции которых заканчивались с прорастанием зерна и всходами и т.д.
Интересно, что летом чучело топили или хоронили, то есть отправляли в нижний мир, что
соответствовало движению природы “вниз”, к осени, после прохождения летнего
солнцестояния. Зимние сожжения символизировали движение вверх, и это связано с зимним
солнцестоянием, стремлением преодолеть смерть.
С разрушением старых сил природы и встречей весны связаны также обряды взятия снежной
крепости, сжигания ледяной горки, на которой разводили костры – знаки солнца, под чьими
лучами тают снежные покровы.
Иногда мифологических персонажей не уничтожали, а поклонялись им. Так, соломенной
куклой (стригушкой) встречали невесту и жениха – домашней Масленицей, символом
крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи, домашней берегиней. Её также
выставляли в окнах и дворах в тот день Масленицы, когда молодые приходили к тёще на
блины. Отсюда, видимо, пошёл обычай дарить куклу на свадьбу.
На святки язычники устраивали торжественные ритуалы, чтобы умилостивить небесных дев-
нимф, повелевавших туманами, облаками, снегами. Люди представляли их дородными
красавицами и воплощали в образе снежных баб.
Традиционным обрядом плодородия и богатства был
ритуальный обход дворов
на святки,
Масленицу, Пасху, Семик, Коляду. Ходоки обычно являлись знаком того, что данный период
воспринимался как критический, когда Хаос вторгался в размеренную жизнь (ср.: святочные
бесчинства, масленичный разгул). Обходящие осмысливались как тени предков или как
представители хаотических сил, иного мира, которые способны навредить или принести
благополучие, если их соответствующим образом одарить. Интересный обряд связан с
Рождеством: ради большего приплода ягнят первого пришедшего колядующего сажали на
шубу из овчины. Сидевший пришелец воспроизводил собой “скотьего бога” Велеса – хозяина
подземного мира. Как покровитель скота он мог обеспечить приплод.
Характерным элементом святочных и масленичных гуляний было
ряжение.
По мнению
исследователя В.А. Миронова начало святок идёт от обряда поклонения “скотьему богу”
Велесу, обращённых к нему заклинаний-просьб о даровании плодовитости и благополучия
домашнему скоту. Ритуальным одеянием древних жрецов Велеса были звериные маски.
Впоследствии в эти моления включили просьбы о будущем урожае, о плодовитости женщин,
а маски превратились в карнавальные атрибуты
21
.
Среди традиционных персонажей – звериные и птичьи маски: конь, бык, медведь, коза,
курица, журавль, а так же старик и старуха, цыгане и др. Распространённым было
переодевание мужчин в женские одежды и наоборот. Одевали вывернутые наизнанку
меховые вещи, разодранное грязное рубище, на голову привязывали кудели шерсти, лица
чернили сажей, на шею привязывали коровьи колокольчики. Всё это являлось атрибутами
“антимира”
, мира Хаоса. Так, цыгане, с точки зрения русского крестьянина, – чужаки,
живущие по неправильным законам: не пашут, кочуют, воруют. Всадник мог
символизировать Громовержца, медведь – ипостась его противника Велеса, козёл – также
один из атрибутов Громовержца.
Чаще всего образ козы связывался с магией плодородия: “Где коза ходит, там жито родит”, –
утверждает обрядовая песня. Но иногда значение её как бы раздваивается: умирающая коза –
воплощение замирающей зимой природы, а воскресшая коза – природа, пробуждающаяся к
новой жизни. Видимо, к более позднему времени относится ассоциация козы с чертями,
21
См.: Миронов В.А.Указ соч.