Стр. 34 - 2

Упрощенная HTML-версия

34
Главные праздники – Масленица, Пасха –отражают культ солнца, пробуждение природы.
ные святки” – купальские русалии, семицкая неделя – (Семик, Троица – Иван Купала 24 июня)
кульминационная точка языческих гуляний, отличавшихся значительной массовостью. Явно
выражен культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.
ие праздники – Рода и рожаниц, Рождество Богородицы – (август – начало сентября).
Эти праздники
имели благодарственную направленность, посвящались новому урожаю, женским божествам,
дающим новую жизнь.
кие праздники (1 октября – 1 ноября)
– сезон посиделок, совместного прядения льна.
Наиболее полно смысл и функция праздников раскрывался в главном из них, который, как
правило, происходил на переходе от старого года к новому. Восточные славяне-земледельцы
счет новому “лету”(именно так тогда называлась годовая единица времени) начинали в
марте. В середине XIV в. Церковь перенесла начало года на 1 сентября, а с 1492 г. этот день
был утвержден и для гражданского Нового года. Наконец, Петр I, реформировав календарь,
установил с 1700 г. празднование Нового года 1 января. Все эти даты были приурочены к
началу лунного месяца накануне или после одной из критических точек года. Как уже
отмечалось, наиболее опасными считались дни зимнего солнцестояния и весеннего
равноденствия, соотносимые с зимними святками и Масленицей.
Именно эти праздники в первую очередь были призваны преодолевать надвигавшуюся
катастрофу мира, силы Хаоса. Только согласованные ритуальные действия по созиданию
нового мира могли обеспечить дальнейшую жизнь и благосостояние людей. Видимо этим
объясняется лучшая разработанность обрядов, проводимых в указанные периоды, и их
сохранность до сегодняшних дней.
Поскольку разные праздники передают единый общий смысл, то в них много одинаковых
или похожих элементов, символов, атрибутов.
Рассмотрим некоторые наиболее известные народные обряды и их значение.
К числу центральных по частоте исполнения и богатству вариантов принадлежат обряды
похорон соломенного чучела и ритуальный обход дворов.
Манипуляции с
чучелом
отмечены во многих праздниках. Соломенную Масленицу в виде
женщины или, иногда, мужчины возили в санях несколько дней, а затем, оплакивая, сжигали
на костре. Предварительно её могли раздевать и разрывать на части. Сожжение здесь несло
очистительную символику, хотя образ Масленицы исследователи толкуют по-разному.
В.А.Миронов, например, считает, что она носит имя языческой богини Мажаны (Маржаны),
олицетворяющей мрак. Её уничтожали, чтобы под тёплыми лучами солнца вырос обильный
урожай
19
.
А. Миловский пишет о главном божестве, дающем жизнь, но которое к концу года дряхлело,
о чём свидетельствовало зимнее увядание природы. Люди оказывались перед угрозой
существования. Единственной возможностью дальнейшего благополучия казалась замена
состарившегося бога молодым, полным энергии и животворной силы. Ежегодное
умерщвление старого бога для возрождения его в новом обличье было, таким образом,
условием сохранения жизни племени
4
.
В отдельных регионах в разные праздники сжигали соломенные чучела Кузьмы-Демьяна (1 /
14 ноября) и Филиппа (14 / 27 ноября), хоронили Кукушку (40-й день по Пасхе), в середине
июня в дни летнего солнцеворота хоронили или топили в реке Сёмика и Сёмичиху, Ярилу,
Кострому, русалок, Купалу, освобождаясь таким образом от выполнивших свою миссию сил
природы. Например, Кукушку тайно хоронили как “свидетельницу” обряда кумовления
девушек, т.е. установления близкодружественных связей. Русалки приходили весной и
19
См.: Миронов В.А. Двенадцать месяцев года.- М., 1991.
20
См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках.-М., 1987.