33
черт. Так, достаточно распространенным стал отъезд за границу прямо после свадьбы, по
выходу из церкви. Новобрачные менее высокого социального уровня отъезжали в деревню
или непосредственно после выхода из церкви, или после праздника в городе. Также было
принято, чтобы молодые переезжали в новый дом или квартиру. Стремление справлять
свадьбу “по-европейски”, что было гораздо проще в ритуальном отношении, преобладало до
20-х гг. XIX в. В дальнейшем же наметилась тенденция придавать обряду национальный
характер. Это, видимо, было связано с развитием романтизма, стремившегося к
“естественности” нравов, свойственной крестьянскому быту. Следует, однако, иметь в виду
замечание известного знатока русской культуры XVIII–XIX вв. Ю.М.Лотмана о том, что
дворянское общество под “европеизмом” часто понимало не реальную действительность
Запада, а ситуации из романов
18
. На рубеже XVIII–XIX вв., например, в быт проникли такие
нормы “европейского” поведения (на самом деле – типичные романтические сюжеты), как
нарушение родительской воли и похищение невесты. Интересно, что “умыкание девиц” –
архаичная языческая форма брака у восточных славян, неожиданным образом
“возродившаяся” через тысячелетие.
Таким образом, Новое время значительно поколебало древние устои. Отход от традиционных
ценностей продолжался и в ХХ в. Но история не смогла стереть окончательно из памяти
народной черты духа, унаследованные от наших далеких предков. С помощью ученых
попытаемся выделить в народных обрядах их языческую первооснову и более поздние
наслоения.
АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Традиционная славянская культура была земледельческой по характеру. Весь уклад
жизни оказывался связан с природными ритмами и хозяйственными работами. Поэтому
главным стержнем языческого культа являлась аграрная магия.
Всё оформление аграрных праздников представляется как бы осуществлением
договора человека с силами природы в рамках идеи космической взаимности: природным
божествам и духам приносят
жертву,
чтобы добиться их расположения и соучастия в труде, а
после с ними делятся собранным урожаем. Жертвы и дары содержали общий смысл:
реализация принципа “даю тебе, чтобы ты дал мне”, а также принципа взаимного
доброжелательства. Целью жертвы являлось получение благ и предотвращение бед, причём
жертвоприношение тесно связано с просьбой (мольбой, молитвой). В качестве даров
использовали мёд, мучные изделия, каши, зерно, яйца, вино, фрукты, ткани, предметы быта.
Кроме того, в праздниках годового цикла в той или иной мере присутствовал
эротический фон, ярче выраженный в майско-июньский период. В этом проявлялась забота
общины о самовоспроизводстве.
Таким образом, смысл аграрных праздников и обрядов заключался в том, чтобы
спасти мир от смерти, обеспечить обильный урожай, благополучие и продление рода
человеческого.
Из очень сложной системы народных праздников можно выделить основные циклы:
ие святки
–
русалии – (24 декабря – 6 января)
– двенадцатидневный заклинательный комплекс,
подводивший итоги прошедшего и определявший судьбу предстоящего года. В этот период
встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в течение года.
ча весны и начало полевых работ (9 марта – 2 мая).
18
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994.- С. 103 - 122.