Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

20
Календарно-космогонический (аграрно-обрядовый) жанр
представлен элементами
языческой догматики – бинарными композициями типа двух коней с деревом или женской
фигурой посередине. Богатый этнографический материал этого вида относится к X–XI вв.,
однако изображение женской фигуры с воздетыми к небу руками и с птицами по сторонам
известно у праславян уже в VII в. до н.э. Композиции отличаются обобщённостью и
схематичностью, полностью статичны. Главным жанрообразующим признаком их является
принцип симметрии, который в народном искусстве отражал, очевидно, древнюю
мировоззренческую систему противопоставлений, чувство извечного порядка мироздания,
постоянства. Другой признак жанра – передача подразумеваемого пространства: линия
основания (земля), пара коней «слева-справа», солярные знаки на фигурах коней и
возношение рук богини к небу («верх-низ», «небо-земля»). Выразительность бинарных
композиций заключается в их абстрактной схеме, но не в передаче конкретного образа.
Жанр зооморфных амулетов – оберегов –
это образы, замкнутые в себе, бессюжетное
искусство, представленное вне пространства и выражающее не идеи вечности, а настоящее
время, поскольку функция произведений заключается в непосредственной сиюминутной
защите от зла через конкретный изобразительный символ доброй силы. Поэтому зооморфные
обереги отличаются «мирным» характером, совершенностью силуэтных форм, предельно
лаконичной и вместе с тем жизненной выразительностью. Хотя фигурки коней, птиц внешне
схематичны и статичны (чаще всего они стоят, гордо выпятив мощную грудь), но в них
хорошо выражена «внутренняя динамика». Она состоит в особом построении силуэта, когда
плавный контур вдруг образует сильную выпуклость в главном «защитительном» месте
(груди).
Повествовательный (сказочно-былинный) жанр
отражает переосмысление народом
мифологии. Мифологическое прошлое олицетворяется в образах различных чудовищ,
изображаемых на дружинном снаряжении, в предметах городского быта. В зависимости от
конкретной ситуации, развивающейся во времени, образ чудовища может также означать и
зло, с которым борется герой, и быть символом самого геройства. Художественные
композиции отличаются динамикой, отсутствием симметрии. Примером жанра служит
знаменитый Турий рог из княжеского кургана Чёрная могила под Черниговым (сер.X в), на
котором изображена сцена борьбы людей с волшебной силой, олицетворённой в образе
птицы. Композиция, выполненная по былинно-сказочным мотивам, отличается соединением
старого и нового в искусстве. Элементом старого является своеобразный мифологический
фон, где во вне композиционной связи дан набор образов чудовищ, расположенных по
правилам традиционной центричности. Новое представлено в двух сюжетах. В первом
изображён волк (символ зла), обращённый к человеческим фигурам, и петух (хранитель от
злых сил), преграждающий ему путь. Главная сюжетная линия представлена человеческими
фигурами с птицею, в которую выпущены три стрелы. Впервые в восточнославянском
искусстве показано течение действия во времени. Для этого использованы два способа:
динамика (различное положение летящих стрел) и контрастное противопоставление
(динамичная сцена с лучниками и неподвижная группа чудовищ – настоящее и прошлое,
показывающее на испытания, через которые прошли участники).
К сожалению, в последующий период феодального средневековья развитие
повествовательности в изобразительном искусстве не получило поддержки.
Особый жанр языческого искусства представляют
идолы,
известные с первых веков нашей
эры. Это произведения общественного и даже государственного значения, которые вобрали в
себя отдельные черты и амулетов, и обрядового, и эпического искусства. Все идолы
антропоморфны (человекообразны). По их содержанию выделяют несколько категорий: а)
изображение мужчины с рогом изобилия в руках; б) фаллические; в) без особых признаков; г)