19
«Камлание всегда производилось ночью, при свете костра и длилось до рассвета.
Кульминацией мистерии являлась игра самого шамана, который должен был связаться с
духами. Изображая изгнание демона болезни, шаман покалывал больного ножом, прижигал
трутом, высасывал мнимого червя, зализывал язвы, обливал водой и обвёртывал его шкурой
только что убитого животного и т.д. Иногда шаман в порыве экстаза хватался за раскалённые
угли, колол своё тело ножом, изгоняя злого демона из себя. В заключение камлания
приносилась жертва.
Шаман использовал также и рациональные методы лечения»
7
.
Таким образом, в языческий период зародилась народная медицина, основанная, с
одной стороны, на магических действиях (обрядах, заговорах, молитвах), связанных с
поклонением богам, духам и силам природы, а с другой – на использовании реальных
гигиенических и целительных средств и приёмов. И хотя на самом деле конкретную пользу
приносили последние, всё же магии в сознании людей отводилась первая роль. Большое
значение лечебной магии сохранялось и в средние века, и в более позднее время. Вспомните,
как описывал Л. Толстой в «Войне и мире» роды маленькой княгини. Или можно привести
отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос», где автор рисует картину фактически
языческого лечения крестьянина Прокла, промёрзшего в зимней дороге:
«Старуха его окатила
Водой с девяти веретён
И в жаркую баню сводила,
Да нет – не поправился он!
Тогда ворожеек созвали –
И поят, и шепчут, и трут –
Всё худо! Его продевали
Три раза сквозь потный хомут,
Спускали родимого в прорубь,
Под куричий клали насест…
Всему покорялся, как голубь,
А плохо – не пьёт и не ест!»
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Как уже отмечалось, у славян было принято украшать одежду, хозяйственные и
бытовые предметы магическими знаками, защищавшими людей от зла. Однако эта традиция
представляет не только культовое, но и художественное значение и свидетельствует о
развитии в народной среде разных видов творчества. В многообразном дохристианском
искусстве восточных славян специалисты смогли выделить несколько функционально-
тематических областей, которые можно отождествлять с жанрами, хотя вопрос этот
окончательно не разработан.
Под
жанрами
понимаются исторически сложившиеся изобразительные структуры,
наделённые определённым смыслом.
7
Федотов Н.П., Мендрина Г.И. Очерки по истории медицины и здравоохранения
Сибири. – Томск, 1975. – С.69.