Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

18
вынимать. – Воротитесь грешные, проклятые, окаянные. – Мы тогда воротимся, когда эти
слова будут все знать да по три раза читать».
Заговор от зубной боли:
«Месяц ты, месяц серебряны рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою
зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча. Мне
скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три; все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты
месяц, сокрой от меня свою скорбь».
Заговор от недуга:
«Белая баба топила баню белыми дощечками, из липовых листьев веник вязала, тёрла
свежим молоком. Прочь всякий недуг от (имярек); недуг отстаёт, добро, здоровье пристаёт.
Злой дух отстаёт, святой дух пристаёт…»
Заговоры произносились полушёпотом над больным или снадобьем, и сопровождались
различными движениями рук и губ, чтобы удержать силу слов («запечатать замок»). После
магических действий знахари применяли
лечебные приёмы
(вправление грыжи,
кровопускание и т.п.) или различные наружные средства: растирание тела животным жиром,
смазывание язв медовой мазью или животным жиром, прикладывание к нарывам и ранам
лекарственных растений, полоскания отваром ротовой полости.
Согласно народному поверью все чудодейственные и целебные травы распускались в
ночь на Купалу, когда их и собирали, соблюдая необходимые ритуалы, исполняя особые
песни. Наибольшим вниманием пользовались травы:
чертогон
(от нечистой силы),
чернобыль-трава
(для заклинания здоровья),
зяблица
( от ребячьего крика и бессонницы),
расперстьице
(от нарывов, опухоли, порезов),
дивий сил
(от тоски) и др.
В народном врачевании славян сложилось два направления:
знахарство
– более
прогрессивное, которое хоть и содержало элементы мистики, однако основывалось на
применении народных лекарственных средств, народных приёмов лечения;
шаманство
или
волхование
, основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний,
заговоров и амулетов.
Для сравнения приведём два примера.
В обряде, применявшемся при тяжёлых родах, соседствовали магические и вполне
реальные способы:
«Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают
воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как
и все замки, двери и сундуки…
Роженицу заставляют ходить; прежде всего её трижды обводят вокруг стола в избе,
затем велят перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего
вниз лицом на пороге, и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги.
Роженице суют также в рот кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим
способам, чтобы вызвать рвоту и испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую
бутылку, велят повиснуть на руках, ухватившись за привязанную к балке верёвку и т.п»
6
.
После разрешения дают родильнице и ребёнку есть воробьиное семя и некоторые
нашёптанные травы.
А вот как описаны действия сибирского шамана, которые мало чем отличались от
практики славян:
6
Цит. по: Юдин А.В. Указ.соч.– С.165.