17
Языческое почитание целебных свойств воды сохранялось и в христианской Руси.
Накануне Богоявления в иорданской проруби купались и здоровые, и тяжело больные, а
также пили освящённую воду и сохраняли её дома целый год, считая, что она поможет от
многих недугов. Окунались в реке на ранней заре чистого четверга накануне Пасхи – это
сулило здоровье в продолжение всего года. На Юрьев день (23 апреля/6 мая) катались по
росе, чтобы получить здоровье.
Велика была уверенность и в силу родной
земли
. Её брали с собой как защиту от
болезней, отправляясь в дальний путь. У неё просили прощения, стоя на том месте, где
случился болезненный припадок от неведомой причины (принимали как наказание за какую-
либо вину).
Благоговейным почитанием пользовались
камни
со следом человеческой стопы (стопы
божества). Дождевая вода, скапливавшаяся в углублении, считалась целебной, особенно от
глазных болезней.
Священными признавались избранные дуплистые сосны или
деревья
с раздвоившимся
стволом, через отверстия которых протаскивали несколько раз больных детей и даже
взрослых, чтобы получить исцеление. Страдавшие зубной болью обгладывали кору с
лечебной сосны. Из коры и мочек корней делали настои и талисманы. В знак благодарности
целительные деревья украшали ленточками и лоскутками.
Важными предохраняющими от всяких бед и недугов средствами были
огонь и Солнце
.
В обрядах Солнце предстаёт в образе коня. Так, конский череп клали под изголовье
страдающего лихорадкой. Во время эпидемий разводили «живой огонь» на концах деревни,
прогоняли людей через небольшие костры. Известен обряд «перепекания ребёнка», когда
недоношенного младенца (недопёкся в утробе матери) или больного рахитом, атрофией
(собачьей старостью или сухотами) на хлебной лопате трижды помещали в тёплую печь с
целью сжигания болезни. Смысл действия был в возвращении дитя в материнское чрево
(печь), чтобы он заново родился, но уже здоровым.
Особо поклонялись купальскому огню, прыгали через костры, сжигали на них одежду
больных или порченных чарами.
Славяне также обращались за помощью к своим
богам.
Рожаницы, ведавшие
плодовитостью природы, облегчали роды роженицам и помогали бесплодным женщинам.
Макошь со своими русалками, имея связь с водой, покровительствовала целебным
источникам. Змеи из Перуновой свиты были хранителями целебных трав, живой и мёртвой
воды. Поляне почитали Живота как жизнедателя и сохранителя жизни.
Важнейшим средством знахарской практики являлись заговоры – в них вся сила
врачевания. Текст заговора был магическим орудием перехода с чьей-либо помощью
(божества, знахаря) от исходного состояния к желаемому, т.е. от болезни – к здоровью.
Тексты, как правило, состояли из нескольких частей: зачин – описание пути через границы
«своего» и «чужого» миров к центру мира магических сил; основная часть – встреча с
волшебным помощником или противником; закрепка – заключительная формула-печать.
Хотя были и короткие заговоры, имевшие вид просьбы, требования или заклинания
5
.
Заговор от лихорадки:
«На море на Океане, на острове на Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне сидят
три старца с железными прутьями; идут к ним навстречу 12 сестёр-лихорадок. – Вы куда
идёте грешные, окаянные, проклятые? – Идём в мир, у людей кости ломать, да силу
5
См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.
Забылиным.- М., 1992.- С. 353-371.