Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

16
Заболеть можно было и от порчи, т.е. злого насыла, наговора «недобрых людей». Порча
могла выражаться в разных формах: кликушества (женских припадков с криками), падучей,
беснования, колотья в груди, болей в животе и других недугов, вплоть до смерти.
Способов навести порчу также множество: сглазом («озевать» дурным глазом), по следу
(вынуть земли из-под ступни прохожего и бросить её на дерево – хворь не пройдёт, пока
дерево не засохнет), от изурочья (заочная посылка порчи в пище, по воде, по ветру), от удара
или щипка тела, от заговора, относом (вещи с заразного больного отнести на дорогу – кто их
поднимет, тот и захворает) и т.д.
Вера человека в способность таинственных сил природы предрекать судьбу
использовалась для того, чтобы узнать о своём здоровье, долгой жизни или скорой смерти.
Например, на «зелёные святки» гадали на венках: чей венок не засох, тому долго жить; чей
же засох, тому жить недолго. А если засохший венок ещё и утонул в воде – смерть жди в
этом году. На зимние святки гадали по ложкам, оставленным на ночь в скрытном месте:
перевёрнутая ложка означала смерть, повернувшаяся на бок – болезнь, в обыкновенном
положении – долгую жизнь. Зажигали, кроме того, берёзовую лучину, смоченную водой:
если горит с искрами – к болезни, горит ясно – к долгой жизни.
Зная причины болезней и их проявления, а также предсказания судьбы, можно было
принять
меры защиты
от напасти, одни из которых являлись своеобразной профилактикой,
а другие – средством избавления от недуга.
Чтобы уберечь себя от болезни, нечисть старались обмануть: намажешь своё лицо сажей
– лихорадка испугается; переоденешься в вывороченное или чужое платье – не узнает;
переедешь тихомолком из дома в дом – не найдёт; напишешь на двери и окнах: «Такого-то
нет дома» – обойдёт стороной. Чтобы предохраниться от лихорадки, носили на шее змеиную
кожу или ожерелье из змеиных головок. От эпидемий защищало опахивание селения, которое
совершали ночью вдовы и юные девушки, впряженные в соху. При этом производили много
шума, били в печные заслонки и вёдра, чтобы испугать болезнь. Было принято также
приносить жертвенные дары (например, кур) божествам и духам. Особо старались задобрить
божество смерти и зла Мару (Морену).
Всякая болезнь воспринималась как живое существо, с которым можно разговаривать,
обращаться к ней с просьбами или приказаниями. Когда она приставала к человеку, её
сначала старались задобрить, чтобы не слишком мучила больного. Например, при
заболевании оспой пекли ржаные лепёшки, прикладывали их к больным местам и просили
Оспицу-матушку помиловать человека. Если же болезнь не уходила добром, её пытались
изгнать с помощью различных магических действий и заговоров.
Древнейшие
магические действия
– это манипуляции с водой, землёй, огнём,
деревьями, камнями и другими природными явлениями.
На убеждении в том, что
вода
мстит за нанесённые ей оскорбления, был основан обычай
просить больному «прощения у воды»: на воду опускали кусочек хлеба с низким поклоном и,
отступая по одному шагу назад, трижды с поклоном просили прощения у матушки-воды.
Целебную силу приписывали купанию на заре праздника Купалы. В это утро принято
было также умывать росой лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, чтобы не было
угрей и прыщей.
Непременным атрибутом праздника было мытьё и паренье в бане свежезаготовленными
вениками. Паровая баня получила повсеместное распространение не позднее I–III вв.
При глазной боли славяне умывались водой целебных источников и бросали в них
серебряные монеты. Чтобы облегчить роды, распускали писанную молитву в воде и давали её
пить роженице. Умывались дождевой водой во время первой грозы, чтобы целый год не
хворать.