15
В целом, у славян-язычников имелась довольно развитая, хорошо продуманная система
постоянной защиты от повсеместно разлитого в природе злого начала.
Лечебная магия
Важное место в языческой культуре славян занимали накопленные в течение многих
веков эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным и раненым
людям. Относительно высокой ступени развития народная медицина достигла
приблизительно во II–III вв.
На заре истории врачевание было коллективным занятием всех общинников. Этот опыт
народной медицины умножался и передавался из поколения в поколение. Позднее, в период
разложения первобытного общества, появились профессиональные служители религиозного
культа, в сферу деятельности которых входило и врачевание. К этому времени можно
отнести начало формирования лечебной магии. Для выполнения всё усложнявшихся
таинственных обрядов нужны были посвящённые люди. Ими стали
знахари,
пользовавшиеся
всеобщим уважением за умение лечить болезни людей и животных, и одновременно
подозреваемых в общении с нечистой силой. Свой опыт они хранили в секрете и передавали
от родителя детям. В практике знахаря были как рациональные знания и приёмы (лечебные
средства растительного, животного и минерального происхождения, психологическое
воздействие, рукодействие, гигиенические навыки), так и иррациональные, отражавшие
языческое мировоззрение общества.
В фольклоре и древнерусской литературе отразились народные взгляды на
причины
различных заболеваний. Считалось, что болезни на человека насылали злые духи, боги,
колдуны, люди с дурным глазом. Видимо, в средние века сложились представления об
особых демонах болезней, которых представляли по-разному: в облике женщины в белом,
красном или чёрном одеянии; красивой девушки с длинными волосами; уродливой бабы с
костлявыми длинными руками, оскаленными зубами и огненными глазами. Например, оспа –
это безобразная женщина с пузырями вместо глаз и ядом на языке: кого она оближет, тот
сразу же заболеет. Иногда болезни имели вид животных: лягушки (оспа), ежа (корь), бабочки
или мухи (лихорадка) и т.д.
Из восточных сказаний в народную культуру проникла полуязыческая легенда о
двенадцати лихорадках (иногда их 7, 9, 77) – дщерях царя Ирода, проклятых Богом за смерть
Иоанна Крестителя и заживо провалившихся под землю. С тех пор они служат дьяволу,
который посылает их на землю помучить людей: «тело жечь и знобить, белы кости крушить».
Каждая из сестёр имеет своё имя: Ломиха (ломея), Глохня (глухея), Огниха (огнея, огненная),
Трясуха (трясучка, трясавица, трясца, трясея); Желтуха (желтея, желтуница); Грудица
(грынуша, грудея); Гнетуха (гнетея, гнетучка, гнетница); Пухнея (пухлея, пухлая); Ледея
(ледиха), Коркуша (корчея), Глядея, Огнеястра или Невея. В виде косматых, распоясанных
старух или вовсе нагие лихорадки ходят по ночам, стучат в окна клюкой или кличут людей
по имени – кто отзовётся, к тому они и пристанут. Если лихорадка пролётом коснётся губ, то
они обмечутся, а если она коснётся всего человека, то нападёт трясавица.
Как нашествие невидимых навий (злых душ мёртвых) на конях (видны были только
конские копыта), которые рыскали по городу и «уязвляли» осмелившихся выйти из дому,
описал летописец эпидемию 1092 г. в Полоцке.
Душевные болезни воспринимались как проявление божьей воли или гнева, о чём
говорят названия недугов («божья немочь») и больных («божевольные», «божегневные»).