21
многоярусные; д) четырёхликие. Сущность идолов связана с идеями рождения, жизни,
урожая, защиты, благополучия.
Исключительное место в этом виде искусства занимает Збручский идол Рода – Святовита (IX
в). Он четырёхгранный, верхняя часть оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой,
под которой – четыре человеческих лица. Общий облик его – фаллический. Идол высотой
2,67 м разделён на три горизонтальных яруса. В верхнем ярусе помещены божества, живущие
на небе: Макошь, Лада, Перун и Дажьбог. Средний ярус – земной, с человеческими
фигурками. Нижний – мир предков и земных глубин, на нём изображён Велес, стоящий на
коленях и держащий на своих плечах всю землю. Таким образом, древний мастер в идоле-
комплексе представил одновременно и целый пантеон славянских божеств IX в., и картину
Вселенной (макрокосм), и место в ней человека (микрокосм), и связь времён прошлого (мир
предков в нижнем ярусе) с настоящим (средний ярус), и усиление монотеистической
тенденции в языческой религии. (верховенство Рода, символ которого-фалл). Всё это
определяет
дидактический
поучительный характер жанра. Ярусная система оказалась
подходящей для воплощения религиозных догматов, требовавших абстракции и статики,
которые подчёркивали их вечность.
Произведения типа Збручского идола свидетельствуют и о развитии пространственных
представлений. Кроме горизонтального деления на три мира появляются четыре стороны
света, на которые ориентирована вся система. А в центре пространства находится князь – бог.
Микрокосм неотделим от макрокосма.
Мышление древних людей отличалась очень сложной логикой. Это нашло отражение в
различных художественных структурах, свидетельствующих о начале жанрообразования. Мы
познакомились лишь с некоторыми жанрами. На самом деле славянское искусство было
гораздо богаче и широко отражало представления язычников. Однако с началом
христианизации обнаружилось, что ни один из существовавших жанров не был способен
выразить новое религиозное мировоззрение и идеи феодальной власти.
Как известно, попытка князя Владимира создать единую религиозную систему, сохранив
старые языческие верования, не увенчалась успехом. Русь, став государством, нуждалась в
другой религии и она ее получила в 988 г. После официального принятия христианства
язычество продолжало существовать во всех слоях русского общества, особенно проявив
себя во второй половине ХII–ХIII вв. в связи с выделением княжеств. Главным предметом
почитания стал солнечный бог света Дажьбог. Появилась новая небесная символика в виде
композиции "вознесение Александра Македонского на небо", отражавшая культ Дажьбога.
Сохранялись языческие обряды семейных и родовых праздников, причудливо переплетаясь с
новыми христианскими культами. В обновлении язычества и увлечении стариной
современные ученые усматривают стремление народа освободиться от греческой догматики
и найти свои национальные религиозные воззрения и обряды. На Руси создалось
своеобразное двоеверие, при котором два мировосприятия и мироощущения переплетались,
взаимно дополняя друг друга.
За многие века славянское и русское язычество прошло сложный путь, создав самобытную
народную культуру, в которой еще многое не понято, но изучение ее продолжается. И если
видный исследователь древности Е.В.Аничков в начале нашего столетия писал об убожестве
язычества на Руси и ее богов, грубости его культа и нравов, то через 70 лет известный
историк академик Б.А.Рыбаков дал достаточно высокую оценку русской языческой культуры
как значительно развитой, со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и со
своим языческим летописанием 912–980 гг.
Несомненно, в языческие времена Русь обладала по-своему совершенной культурой, которая
придала древнерусской культуре своеобразие и неповторимые черты.