Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

«общемировой тенденции» возвращения «религии в жизнь общества», о «ползучем
клерикализме».
Выходит, не такие уж наивные люди наши академики, указывающие гаранту
конституции на совершающийся процесс клерикализации России. Авторы письма дают
данному процессу негативную оценку, акцентируя внимание на антиконституционности
действий РПЦ по внедрению религии в государственные институты науки, образования,
армии и флота. Они считают, что указанные действия могут привести к утрате
провозглашённого конституцией РФ светского, то есть нерелигиозного, характера нашего
государства. То, что академики попали, что называется, «в самую точку», косвенно
подтверждается крайне болезненной реакцией представителей духовенства. Раздражение
толкает их на использование такого недостойного приёма, как личная дискредитация
оппонентов. Так, Саратовский епископ «уличает» авторов письма в том, что они являются
«представителями советской атеистической научной школы», во-первых, и им «мешает
Церковь сама по себе, сам факт её существования», во-вторых. Непонятно, как и чем
«Церковь сама по себе» может мешать академикам. И при чём здесь факт принадлежности
их к советской атеистической научной школе? Что, от этого их человеческие,
профессиональные, гражданские качества становятся менее значимыми? Если уж на то
пошло, разве не советские учёные, атеисты и коммунисты И.В.Курчатов, С.П.Королёв, наш
земляк Н.Н.Семёнов и десятки, сотни их коллег-единомышленников создали лучшую в
мире отечественную научную школу и внесли огромный вклад в прогресс нашей страны,
превратившейся во второй половине ХХ века в мировую сверхдержаву? Как можно с таких
узкоконфессиональных позиций подходить к оценке людей и событий?
С этим подходом Русская православная церковь не один раз за последние годы
попадала впросак. То она канонизирует последнего незадачливого российского императора
Николая II, на чьей совести развал государства, страдания и лишения миллионов россиян.
То «забудет» дать должную оценку разрушительным и преступным деяниям первого
президента РФ Бориса Ельцина. Зато от неё «достаётся» подлинному спасителю Отечества,
первостроителю справедливого общества на нашей земле, великому россиянину
коммунисту Владимиру Ульянову-Ленину. В обстановке повышения роли и влияния
Церкви подобная избирательность оборачивается сумятицей в нравственном и
историческом сознании народа, ведёт к потере ясных ориентиров и общезначимых
ценностей.
ЗДЕСЬ мы переходим к анализу собственно социально-политической концепции
епископа Лонгина. Он выдвигает и аргументирует два главных постулата: 1) повышение
роли Церкви не противоречит конституции РФ; 2) повышение роли Церкви идёт не во вред,
а во благо российскому обществу. Для доказательства первого постулата иерарх вынужден
прибегнуть к ревизии основополагающего принципа «отделения Церкви от Государства».
При этом вновь используется незамысловатый приём дискредитации советского прошлого.
Оказывается, советская интерпретация данного принципа совершенно не годится, ибо в
«советские годы принципом «отделения Церкви от государства» оправдывали всё, включая
взрывы храмов и расстрелы священников». Не решаясь, очевидно, совсем отказаться от
этого общепризнанного принципа светского государства, г-н Лонгин пытается дать своё,
«современное» прочтение данного принципа: «Церковь не занимается делами государства,
не участвует в управлении государством, а государство не участвует в управлении
Церковью. И всё!» В этом пассаже обращает на себя внимание отсутствие в части,
касающейся Церкви, слов «государство не занимается делами Церкви», хотя в первой части,
касающейся государства, они присутствуют. Характерная «забывчивость»! Это лишь
подтверждает тот факт, что нынешнее российское государство в лице президента, органов
законодательной и исполнительной власти занимается делами Церкви, всячески
способствуя, с использованием прежде всего ресурсов государственной власти, укреплению
её финансового и материального положения и политического влияния. Конечно, это вполне
устраивает служителей культов. Однако такая практика явно противоречит букве и духу