нерелигиозных школах «Закона Божьего». Вместе с тем, курс «Истории религий» вполне
приемлем и даже желателен.
Совершенно напрасно защитники преподавания «Основ православной культуры» в
школах ссылаются, что в нашей Конституции не сказано об отделении школы от Церкви. В
светском государстве это совершенно естественно, а о том, что у нас Церковь не отделена от
государства, некоторые наши церковники, по-видимому, заключают из стояния во время
праздничных служб со свечками (за что и получили прозвище «подсвечников») вчерашних
секретарей обкомов, нынешних руководителей, вроде первого президента Российской
Федерации Б.Н. Ельцина, в недавнем прошлом исключавших из партии своих коллег за ре-
лигиозные пережитки, вроде крещения детей или посещения церкви на Пасху.
По вопросу отделения Церкви от государства хотел бы заметить, что Церковь сама
должна стремиться к этому, она должна быть независимой от власти, а в капиталистических
странах скорее быть в оппозиции к ней, т.к. христианская мораль намного ближе к
коммунистической, чем к буржуазной, основанной на капитале и эксплуатации трудящихся.
В нашем письме, наверное, не нужно было обращаться к президенту страны.
Обращение могло быть как-то оправданно, если бы результатом стали конкретные решения
по указанным вопросам и, в этом случае, не было необходимости в публикации письма.
Публикация письма оправданна для привлечения внимания общественности к поднимаемым
проблемам и вовсе не требует обращения к президенту.
Вообще, широко распространившаяся в последнее время у нас практика обращения к
президенту по любому поводу напоминает мне письма тов. Сталину в давние времена, и, как
говорится, – «в цивилизованном обществе» им не место.
В заключение хотел бы снова подчеркнуть, что, занимая принципиальную позицию в
том, что наука и религия имеют совершенно разную основу: наука – знание, религия – веру,
мы должны и можем объединиться в борьбе за высокие нравственные идеалы, культурные и
духовные ценности.
В нашей стране Русская православная церковь должна быть нам особенно дорога, так
как именно она служит Великому делу объединения славянских народов мира, оказавшихся в
последние десятилетия вновь разделенными. Дружба славянских народов сыграла огромную
роль в годы войны в борьбе с фашизмом. Не случайно наши бойцы поднимались в атаку со
словами: «Вперёд, славяне!» Будучи интернационалистами, как говорится, «до мозга костей»,
мы никогда не должны забывать братство славянских народов, родство и близость языков,
многих обычаев, духовной, в том числе, и религиозной, культуры.
И при всём при этом поиски научной истины, интеграция науки и образования и
вообще современные наука и образование бесконечно далеки от религии и религиозных
вероучений, и их невозможно совместить.
С искренним уважением ко всем читателям академик, лауреат Нобелевской премии
Ж.И. АЛФЁРОВ.
* * *
Л.М. МЕЖЕВИЧ, преподаватель философии из Новокуйбышевска
также
высказал свою точку зрения на проблему религии и образования: «Статья эта была в
основном написана ещё в мае этого года, но письмо академиков президенту страны Путину
В.В. и отклики на неё со стороны общественности и со стороны священнослужителей
заставили вернуться к теме взаимоотношений церкви и народного образования. Вероятно,
со стороны президента ответа на это письмо мы не дождемся, даже если он это письмо и
прочитает. Формально эту тему обострили такие факторы, как: приближение нового
учебного года в школе, в которую стремятся прийти священнослужители с Законом
Божьим, сентябрьское обсуждение в Госдуме вопроса о системе аккредитации духовных
образовательных учреждений, а также приближение декабрьских выборов в Госдуму, когда
каждый политик стремится подчеркнуть свою близость к народу, в том числе и в виде своей
приверженности к религиозным традициям.