Стр. 23 - 2

Упрощенная HTML-версия

Выражение «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» родилось в церковной
среде, но смысл его ясен каждому и не нуждается в толковании. Ситуация в сфере
образования, куда активно сейчас вторгаются религиозные организации, прекрасно
иллюстрирует эту поговорку.
Попытки церковных организаций ввести преподавание «Основ православной
культуры» в средней школе противоречат норме существующего закона, но, пользуясь
благосклонностью власти, они продолжают настойчиво «нести слово Божье в детские
души».
Зачем власть идет на нарушения закона, потворствуя клерикализации общества?
Вопрос гораздо сложнее, чем он кажется на первый взгляд, так как здесь больше
психологии и политики, чем собственно права и морали. Власть конвертируется в
богатство, но богатому, достигшему власти, это уже не надо. Богатому да властному
хочется ещё быть умным, добрым, красивым и вообще хорошим человеком.
Профессионально помогает власти и богатому быть умным, добрым и прочее традиционно
религиозные организации. И не просто быть хорошим человеком в этой жизни, но и после
смерти «вкушать райское наслаждение в раю». По крайней мере, как Ельцину, церковь
сможет организовать «власть имущему господину» пышные похороны.
Православная конференция, прошедшая в г. Новокуйбышевске (Самарская область)
20 мая 2007 года, собрала представителей не только РПЦ, но и преподавателей учебных
заведений, так как тема была – введение уроков «Основы православной культуры» в
средней школе. Главная «изюминка» – присутствие главы городской администрации
ВолковаО.А. Оказывается, бывший секретарь горкома ВЛКСМ активный прихожанин! Да
ещё к тому же возглавляет православный попечительный совет. Если что, то и крышу в
храме поможет починить. Да, вырастила КПСС кадры... Рассуждения на конференции были
на уровне церковноприходской школы позапрошлого века. Одно название чего стоит –
«Православная цивилизация»! Да такой цивилизации вообще не существует! Есть
православная религия, а также те культурные ценности, которые непосредственно связаны с
данной религией. Но понятие «цивилизация» определяет материальную составляющую
культуры, а точнее – технологическую сторону освоения человеком природы. Интересно,
кто из нас знает о православной экономике, науке, электростанции, православном двигателе
внутреннего сгорания или хотя бы о православном топоре? Даже в истории духовной
культуры России нельзя говорить о полном приоритете религиозного компонента –
православия, особенно в Новое время.
Непонятно, правда, зачем городской власти, государственной светской школе
принимать участие в этой конференции. Ну, может быть, городской власти простительно,
так как она себя считает местной властью, а не государственной. Но государственной
светской школе зачем принимать участие в этих «играх»? Вполне возможно, что после
ухода КПСС из власти для некоторых представителей власти первое время заявка о своей
принадлежности к православию стала своеообразным тестом на лояльность, то есть «я –
свой, я тоже антикоммунист». Одновременно для публики, для избирателей это было
заявление о том, что «я – русский патриот», так как в обыденном сознании со времен
царизма существует стереотип (устоявшееся мнение), что если ты русский, то
автоматически ты – православный, а православный – значит патриот. Не случайно был
лозунг: «За Веру, Царя и Отечество!»
Однако понятие правового, демократического светского государство напрямую не
связано с идеологией коммунизма. Скорее идеи коммунизма опираются на идеи светского
государства, поскольку светское государство – это буржуазное государство, дословно –
«городское государство». А коммунизм формируется на основе уже достаточно развитого
капитализма. Так что «синдром антикоммунизма» выглядит достаточно нелепо в
современных условиях, поскольку идеи коммунизма внутренне содержали в себе некоторые
прогрессивные буржуазные принципы: рационализм и научность, светский характер
правового государства, свободу совести и другие права и свободы гражданского общества.