кричали: «Commy is coming!» («Коммунист идёт!») Директор школы очень рассердилась и
резко их отчитала. Я спросил: «За что вы их так отчитали?» Директриса удивлённо сказала:
«Но вы же слышали – они ругались, обзывая вас коммунистом». Когда я пришел в запол-
ненный зал, я увидел этих ребят во втором ряду. После того как директор школы представила
меня аудитории, я начал свое выступление с обращения к этим ребятам: «Вы называли меня
коммунистом, и ваш директор сказала мне, что у вас в США это ругательство». Я рассказал
аудитории, что говорил Хьюлетт Джонсон в своей книге о христианстве и коммунизме,
рассказал, что было сделано в советской стране после Октябрьской революции. Рассказал о
нашей науке, о Великой Отечественной войне, сказал о своём отношении к тому, что делали
американцы во Вьетнаме, тогда они только что сожгли вместе с жителями вьетнамскую дерев-
ню Сонгми. Было много вопросов, а в самом конце, когда я уже прощался с аудиторией и
собирался уходить, один из этих мальчиков встал и сказал: «Я понял, что коммунисты
замечательные люди, и когда я вырасту, буду коммунистом». Вот такую я провёл беседу в
американской школе в Чикаго в апреле 1971 года.
Сегодня положение церкви в нашей стране, в государстве и обществе стало, конечно,
совершенно иным. С одной стороны, всё население – и верующие и неверующие, особенно
последние, стали богаче в культурном отношении – поскольку широко познакомились с
огромным культурным богатством; многие из нас впервые прочитали Библию, узнали много
нового и интересного, и в православной культуре в частности. Совершенно очевидны сферы,
где представители науки и религии могут объединиться. Это сбережение культурных
традиций, сохранение нравственности народа. Дай бог, чтобы мы вместе передавали нашей
молодёжи любовь к историческим святыням нашего народа, воспитывая патриотизм,
честность, трудолюбие, презрение к обману, ненависть к эксплуатации тружеников ворами и
взяточниками. Но есть сферы, где религиозные и научные убеждения полностью расходятся, и
это должны спокойно, без нагнетания нетерпимости друг к другу осознавать обе стороны.
Два года назад я получил приглашение участвовать в первой Международной
конференции «Будущее науки» в Венеции. В этом году будет уже третья, и посвящена она
проблемам энергетики, а первая – в 2005 году – была адресована многим принципиальным
проблемам: наука и политика, наука и технология, наука и информационные технологии и
информационное общество. Первое пленарное заседание после открытия было посвящено
проблеме: наука и религия. На заседании выступили с докладами о роли в современном
обществе католической религии, ислама, буддизма, иудаизма крупнейшие представители этих
религий в Италии. Были даже попытки подвести в некоторых докладах «научную базу».
Последним на этом заседании выступил профессор химии Оксфордского университета с
докладом, так и называвшимся – «Наука и религия». В докладе было очень чётко
сформулировано, что наука и религия имеют совершенно разную основу: знание – в первом
случае и веру – во втором и претензии религии на «научную базу» абсолютно беспочвенны.
Представители различных религий восприняли этот доклад совершенно спокойно и у них не
нашлось никаких контраргументов.
Дискуссия, связанная с письмом десяти академиков, по моему мнению, далеко отошла
от рассматриваемых в письме вопросов. В сущности, основное содержание письма, по крайней
мере для меня, составляют два тезиса:
1. Не может быть и речи о введении в перечень научных специальностей ВАКа
специальности «Теология». И совершенно напрасны ссылки, что теология, как и «любая
другая гуманитарная дисциплина, изучает Текст, историю Текста (его сохранения, фиксации,
создания), восприятие оного читателями разных социальных групп и эпох»
(Дьякон А. Кураев
– «Литературная газета» 1–7 августа 2007, №31). Да, религиозные тексты изучаются на основе
вполне научных методов и защищаются диссертации вполне законно на основе таких
исследований, только это совсем не «теология».
2. Не может быть и речи о введении в общеобразовательных школах курса «Основы
православной культуры», так как по существу это эквивалентно введению в светских