Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

это развитие подчиняется, конечно, объективным законам, но проявляются эти законы не вне, а
только через людей. Неизбежность коммунизма совсем не похожа на неизбежность солнечного
затмения, которое достаточно вычислить, а потом спокойно ожидать. За него надо бороться, для
чего, как писал Ленин в своей самой последней статье, необходимы люди, за которых можно
ручаться, что они ни слова не возьмут
на веру,
ни слова не скажут
против совести.
«
В начале было Дело», как сказал Гёте. Это и есть высшая инстанция, вне которой и вера,
и знание – мертвы.
И.
МИХАЙЛОВ, ветеран Коммунистической партии и труда, атеист
из
Белгородской области пишет в своём письме:
«Уважаемая редакция газеты «Советская Россия»! Обращаюсь к вам, как к самому
близкому другу, помогающему обрести веру в светлое будущее Отечества в чудовищное
рыночно-капиталистическоё время беспредела.
Но не могу понять и принять, как на страницах уважаемой и любимой газеты оказались
две статьи за 4 августа по поводу письма десяти академиков. Одна – «Вера и знание – не
антагонисты», другая – «Надо было раньше бить тревогу». Коллективное выступление
известных деятелей культуры, учёных, опровергающих смысл и содержание выступления
академиков, можно было бы посчитать полемикой учёных мужей и писателей, если бы в них
от начала и до конца не торчали заказные «рога», направленные против коммунистов, против
всего советского, против науки.
В письме академиков о политике РПЦ выражалась серьезная обеспокоенность в связи с
неоправданным, на взгляд учёных, вмешательством Русской православной церкви в науку и
образование, другие сферы жизни нашего светского, по конституции, государства. Что же так
возмутило подписантов этих статей, рьяно защищающих РПЦ?
Иерархи РПЦ призывают правительство ввести во всех школах России обязательный
предмет «Основы православной культуры», а теологию объявить наукой. Под вывеской этих
предметов, Церковь пытается протащить в школы и в высшие учебные заведения библейское
представление о мире. Если сомневаетесь в этом, господа учёные и писатели — защитники
православия, почитайте учебники для школьников по православной культуре. От культуры
там одно название, всё остальное – пропаганда религиозных догм.
Но как можно совместить науку и религию? Это же абсурд! Что останется от научных
знаний, если подрастающее поколение возьмёт за основу библейские постулаты? Середины,
тем более совместимости, в этом нет и быть не может. Либо школьники и студенты получат
научные, подтвержденные опытом знания, либо в их головах будет такая сумятица, из которой
не выбраться.
Ведь религиозные, пусть и православные, каноны сомнению не должны подвергаться.
Им, учит РПЦ, надо верить безоглядно. Но кто же ответит на вопросы, естественно воз-
никающие у подрастающего пытливого поколения, кроме науки? Так в какой век мы
возвращаемся? Это не праздные вопросы. Делать ставку на религию – несерьёзно и опасно.
Пусть Церковь делает то, что она должна делать, заботясь о душах прихожан, а не влезает во
все мирские дела, «освящая» всё, вплоть до вооружения и туалета.
Верить же в Бога или не верить – дело совести каждого совершеннолетнего гражда-
нина. Навязывать религию, как и заниматься богоборчеством, – негоже. Ничего из этого
доброго не получается.
За годы так называемых реформ количество храмов в стране значительно выросло. Но
выросла ли нравственность? Совсем наоборот. Ибо никогда еще такого разгула наркомании,
алкоголизма, преступности, безнадзорности, открытой наглости, всеобщего потребительства,
культа «золотого тельца» не было.
И если вести диспут по существу затронутой темы, то есть: совместима ли религия и
наука, то зачем же переходить на личности, тем более с определённой, как мне кажется,
политической целью? Зачем, например, потребовалось упрекать академика Жореса Алфёрова,
учёного мирового масштаба, лауреата Нобелевской премии, в том, что он оказался в одних
рядах вместе с коммунистами, сражающимися за спасение России и науки, в частности, и