настолько не поддаются пониманию разумом, что в них возможно лишь слепо верить. Да и эта
слепота нуждается в некотором «демпфировании», ибо нелепости слишком уж противоречат ок-
ружающим человека реалиям. Отсюда происходит двойное, тройное и так далее дно любой веры.
Обратимся еще раз к свидетельству Льва Толстого:
«Священник с спокойной совестью делал всё то, что он делал, потому что
с
детства был
воспитан натом, что это единственная истинная вера, в которую верили все преждежившие святые
люди и теперь ВЕРИТ ДУХОВНОЕ И СВЕТСКОЕ НАЧАЛЬСТВО. Он верил не в то, что из хлеба
сделалось тело, что полезно для души произносить много слов или что он съел действительно
кусочек бога,
–
В ЭТО НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ, – а ВЕРИЛ В ТО, ЧТО НАДО ВЕРИТЬ В ЭТУ ВЕРУ.
Главное же, утверждало его в этой вере то, что за исполнение треб этой веры он восемнадцать лет
уже получал доходы, на которые содержал свою семью, сына в гимназии, дочь в духовном
училище. Также верил и дьячок, и ещё тверже, чем священник, потому что совсем забыл сущность
догматов этой веры, а знал только, что за теплоту, за поминание, за часы, за молебен простой и за
молебен с акафистом, за всё есть определенная цена, которую настоящие христиане охотно
платят, и потому выкрикивал свои «помилось, помилось», и пел, и читал, что положено, с такойже
спокойной УВЕРЕННОСТЬЮ В НЕОБХОДИМОСТИ ЭТОГО, с какой люди продают дрова, муку,
картофель. Начальник же тюрьмы и надзиратели, хотя никогда и не знали и не вникали в то, в чём
состоят догматы этой веры и что означало всё то, что совершалось в церкви, – ВЕРИЛИ, ЧТО
НЕПРЕМЕННО НАДО ВЕРИТЬ В ЭТУ ВЕРУ, ПОТОМУ ЧТО ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬСТВО И САМ
ЦАРЬВЕРЯТВНЕЁ».
Не правда ли, это двойное дно очень похоже на нынешний рейтинг доверия президенту.
По сути люди верят не в президента, а в то, что НАДО ДОВЕРЯТЬ президенту. Так и хрущевская
программа КПСС внушала, что надо верить в коммунистическую веру...
ВЕРИТЬ»
в коммунизм, как верят в Бога, не только не нужно, но и весьма вредно и
опасно. Да, идея социальной справедливости и общего блага на протяжении большей части
истории не могла быть реализована на основе наличных эксплуататорских социально–
экономических отношений. Она была настолько «нелепа» с точки зрения тогдашних
экономических условий, что в неё оставалось только
верить,
потому что
знать
конкретные пути
воплощения этой идеи было ещё невозможно. Отсюда и многочисленные социальные утопии,
построенные на
вере
в общее благо. Тогда, в давно прошедшие времена, эта вера сыграла
несомненную прогрессивную роль. Как писал по этому поводу Энгельс, «что неверно в
формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле».
Такова уж диалектика жизни, что истинные идеалы могли быть выражены до поры до времени
лишь в ложной форме.
Но если для марксизма вера есть преддверие знания, то для буржуазной идеологии
знание, особенно научное, – лишь одна из разновидностей иррациональной веры, ничем не лучшая
первобытных суеверий. Как утверждают наиболее продвинутые теологи, спор веры и знания
неразрешим, ибо они проходят по разным «ведомствам». Мол, бытие Божие нельзя ни доказать,
ни опровергнуть. Кто-то верит в Бога, кто-то в коммунизм, а кто-то в злокозненность черных
кошек... Все равны, все правы и все одновременно не правы. На такой почве никакой спор об
истине и лжи просто-напросто невозможен. Человек, довольствующийся верой, существует в
духовном мире, начисто лишённом всяких ориентиров, в котором царит откровенный произвол:
сегодня верю в одно, завтра – в другое...
Но спор веры и знания неразрешим лишь для философского идеализма, в пределах
которого их можно как угодно комбинировать, но так и не добиться никакого толку. Однако для
материализма есть высшая инстанция, способная этот спор разрешить. «Практика выше
(теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и
непосредственной действительности», – отметил Ленин в «Философских тетрадях»,
материалистически переосмысливая учение Гегеля.
Верить или призывать верить в коммунистические идеалы – значит оказывать им
медвежью услугу, объявлять их заведомо не поддающимися разумному осмыслению,
иррациональными. Коммунизм есть неизбежный результат развития человеческого общества, и