Стр. 11 - 2

Упрощенная HTML-версия

Странное и однобокое появилось письмо нескольких академиков с паническими
возгласами: «Церковь наступает, клерикализм захватывает всё новые и новые сферы жизни,
наука в опасности!» Причиной явилось решение Всемирного Русского Народного Собора о
необходимости введения курса «Основы православной культуры». То есть такого курса,
который бы показал многовековую православную составляющую отечественной культуры, её
истоки, её духовную суть.
Отторжение такого понимания не так уж давно происходило в нашей истории. Были
уже академики, общественные деятели, революционные нигилисты, низвергавшие
тысячелетнюю культуру, призывавшие «во имя грядущего завтра» растоптать цветы
искусства, а вместе с ним Пушкина, Гоголя, Достоевского и многих других людей, которые
обращали свой взор к Вере, Православию, Евангелию
.
А ведь все эти люди – достойнейшие,
умнейшие.
Чувствуется, что годы нравственного и духовного воспитания академиков как раз
совпали с годами этого погрома отечественной культуры. Действительно, сначала это было
обличение религии как «опиума народа», требование разного рода «воинственных
безбожников» преградить путь клерикализации общества. Затем – грабёж церковного
имущества, закрытие и уничтожение храмов как «очагов мракобесия», аресты священников
и, как итог всего, расстрелы Сонм священников был расстрелян, замучен, погиб в ГУЛАГах.
Как можно отрицать, что русская культура не возросла на духовных основах
православия, что великий мыслитель Киевский митрополит Илларион создал
основополагающий труд древнерусского мировоззрения «О законе и благодати», что
величайший художник русского средневековья был иконописец Андрей Рублёв, что
основоположник многих начинаний в области русской науки Ломоносов сочинял оды Богу, что
великий композитор Мусоргский вдохновлялся духовными песнопениями, гигант мировой
литературы Достоевский видел спасение в глубокой Вере. Люди выдающихся научных
открытий Д. Менделеев, Н. Пирогов, И. Павлов тоже опирались на православные
мироощущение, этику, культуру, на православные основы, были людьми духовно
образованными. А рядом с ними Тютчев, Хомяков, Иванов, Войно-Ясенецкий, великие
спасители России: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Ушаков и другие.
По-видимому, однобокое усвоение научных знаний помешало академикам уяснить всю
широту и глубину данного вопроса. Никто не покушается в этом случае на светскость,
образование, но общество хочет иметь объективное представление о своей истории, своей
культуре, своём тысячелетнем образе жизни.
Если этого не происходит, школа превращается в резервацию, куда вход объективной
истине, о которой так печётся наука, закрыт. Ясно, что господин Гинзбург, как воинственный
безбожник, желает, чтобы рассуждения о смысле жизни, о Боге не являлись предметом познания и
уж тем более изучения в науке, школе (хотя многие из нас и не слышали его осуждения иудаизма,
его гнев обращён в сторону христианства).
Но как мог подписать такое обращение товарищ Алфёров? Это странно! Он и его
соратники по партии не раз заявляли о необходимости глубокой, всесторонней образованности
наших людей. А тут такой научный обскурантизм. Сотни, тысячи, возможно, миллионы не самых
богатых людей поддерживают социальные и общественные программы КПРФ. А заявления
такого рода одного из видных его членов не вызовут у них желания и впредь выступать за неё.
Не обратили внимания академики и на главные решения ВРНС, который не является
церковной организацией, а уж почти 15 лет является трибуной выражения широкого
общественного мнения различных сил в обществе.
И на этом Соборе главный вопрос сформулирован так: «Богатство и бедность».
Обсуждалось и осуждалось невероятное материальное расслоение, социальное неравенство,
нищета и бедность, духовная и нравственная деградация, наступающая в обществе за последние
годы. Это было признано как состояние, которое отнюдь не способствует консолидации, а ведёт к
развалу страны.