улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и
религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения
Основ католической культуры. На предыдущих Рождественских чтениях министр
образования и науки А.А. Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником
«Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между
тем, учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии
мира» и предназначен для учащихся 10–11-х классов средней школы), хорошо
сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку,
считающему себя культурным.
А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и её папа
обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию
творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного»
дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория
эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трёх миллиардов лет
назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не
может представить ни одного факта и, тем не менее, утверждает, что жизнь на Земле
существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к
компетенции науки. Однако Маша и её папа получили поддержку от патриарха Алексия II,
который на Рождественских образовательных чтениях заявил: «Никакого вреда не будет
школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто
хочет считать, что он произошёл от обезьяны, – пусть он так и считает, но не навязывает это
другим». А что если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную
логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления и перейти на
зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы всё было точно, ни
Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошёл от обезьяны.
Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с
дарвинизмом
у
церкви
проблемы.
Например, какое отношение имеет «библейское учение о происхождении мира» к фактам,
твёрдо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать
– эти факты или «библейское учение» о сотворении мира за семь дней?
Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждений отдельного человека. Мы
уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем
оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению
научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить
знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый
государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае,
если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой.
Никакой альтернативы этим знаниям не существует.
Академики Российской академии наук:
Е. АЛЕКСАНДРОВ, Ж. АЛФЁРОВ, Г.
АБЕЛЕВ, Л. БАРКОВ, А. ВОРОБЬЁВ, В. ГИНЗБУРГ, С. ИНГЕ-ВЕЧТОМОВ, Э.
КРУГЛЯКОВ, М. CАДОВСКИЙ, А. ЧЕРЕПАЩУК.
4 августа была опубликована подборка писем, в которой особо выделялось заявление
группы патриотической интеллигенции, под которым стояло более сорока известных имён.
Оно, в свою очередь, вызвало активную реакцию читателей. 9 августа была продолжена
начатая дискуссия, представлены самые разные точки зрения. Но главными оппонентами
выступила большая группа российской интеллигенции, взгляды которой оказались
полярными
ВЕРА И ЗНАНИЕ – НЕ АНТАГОНИСТЫ
(Ответ на «письмо академиков»)