Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от
вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и
«реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И. Арнольдом (март 1998 г.) папа Иоанн
Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам
понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных
открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: «Необходим диалог власти и
общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического
видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции
Собора).
Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом
видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту
тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг: «Опыт
учёного делает религию совершенно несущественной. Большинство учёных, которых я
знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не
могут считаться активными атеистами» (New York Times, 2005. 23 авг.). Так на что же нам
предлагают
менять
«монополию
материалистического
видения
мира»?
Но вернёмся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный
орган – очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в
Вооружённые силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой
техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном
порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с
участием высокопоставленных представителей власти, и т.д. Всё это примеры активной
клерикализации страны.
В уже упоминавшейся резолюции Собора содержится ещё одна настоятельная
просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной
культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую
область
федерального
образовательного
стандарта».
Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный
предмет – Основы православной культуры. Надо сказать, идея запустить религию в школы
страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II №5925 от 9 декабря 1999 г.,
обращённом ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим
задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без
внимания систему государственного образования». В заключительной части этого
документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием Основ православного
вероучения, назвать курс — Основы православной культуры, – это не вызовет возражений у
педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической
основе». Из процитированного текста следует, что под видом Основ православной культуры
нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) Закон Божий.
Даже если предположить, что речь действительно идёт о курсе «Основ православной
культуры», уже не раз говорилось, что в многонациональной многоконфессиональной
стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее Собор считает, что изучение
школьниками Основ православной культуры необходимо в нашем государстве, где
православные составляют абсолютное большинство населения». Если считать атеистов
русской национальности поголовно православными, то большинство, наверное, получится.
А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в
этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли
это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам
задуматься, куда ведёт такая политика: к консолидации страны или к её развалу?
В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе,
после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса
истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что
знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать