Стр. 69 - 2

Упрощенная HTML-версия

3. Проблема истины. Теории истины, их основания. Истина как процесс.
Критерии истины и ее формы. Вера и познание, их взаимодействие.
Тема реферата
1. Вера и знание, их взаимосвязь и границы, значение для медицины.
Вопрос 1
.
Проблема познания и основной вопрос философии. Познавательное
отношение человека к миру как один из способов проявления метафизического отношения
человека к миру. Связь гносеологии и онтологии. Специфика философского осмысления
познания. Природа знания (натуралистическая, праксеологическая, платоническая,
имманентская, трансцендентальная теории понимания познания). Проблема соотношения
знания и действительности. Информация и знание. Конструктивность как одна из
фундаментальных характеристик человеческого познания.
Категории «познание», «сознание», «мышление», «понимание», «знание»
«информация» их специфика, взаимосвязь и взаимообусловленность
Агностицизм как непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия и агностицизм
как непознаваемость феноменальных аспектов реальности (Протагор, софисты, скептики).
Классический агностицизм Д.Юма. В чем смысл дилеммы: «либо возможно прямое знание
оригинала, и тогда непосредственное знание (интуиция) – источник истинного познания;
либо источник познания – внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии (образцы)
сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинала, невозможно судить об
истинности его отображений» (Н.О. Лосский)?
Разнообразие видов знания. Основные характеристики знания, бинарность знания.
Неявные компоненты знания.
Вопрос 2.
Понятие объекта и субъекта познания их взаимосвязь. Отношения субъекта
и объекта познания в античной, средневековой и новой философии, смысл и значение
«коперниканского» переворота И.Канта в отношении понимания сущности взаимосвязи
субъекта и объекта познания. Познание как процесс постижения отношений между
субъектом и объектом.
Элементы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Элементы
рационального познания: формирование понятия, суждение, умозаключение. Типы понятий:
конкретные и абстрактные понятия, сущность операции абстрагирования. Понятие суждения,
синтетические, аналитические, априорные и апостериорные суждения. Понятие
умозаключения, дедуктивные и правдоподобные умозаключения. Взаимосвязь чувственного
и рационального познания в языке.
Творчество и интуиция как трансрациональные составляющие познания. Творчество
как бессознательный процесс. Интуиция как механизм творчества. Структура интуиции.
Объяснение и понимание как познавательные процедуры.
Понятия опыта и теории. Дедукция и индукция как основные методы познания.
Вопрос 3.
Истина и ее динамика, диалектика истины. Относительная и абсолютная
истина Категории «истина», «правда», «ложь», «мнение», «заблуждение» и их соотношение.
Корреспондентная, экзистенциальная, онтологическая и логическая теории истины и их
критерии. Взаимосвязь теорий истины. Специфика веры. Вера как необходимый элемент
познания.
Основная учебная литература