Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

Итак, философия как мировоззрение – это всеохватывающее, целостное пространство
понимания мира и человека, соответствующее конкретному историческому периоду.
Вопрос 2.
Специфика философского знания. Соотношение философии и науки,
философии и религии, философии и искусства.
Существуют разного
рода знания: мистическое, научное, художественное, а также
философское. В зависимости от способа его получения оно может быть рациональным и
иррациональным; от уровня организации: обыденным и теоретическим; от принадлежности
человеку: субъективным и объективным, а также: личным, общим и даже всеобщим.
Что из себя представляет философское знание? Это знание отличается от любого
знания тем, что оно обладает статусом всеобщности, при этом оно глубоко личностно т.к. –
это всегда личное видение философа, в котором выражена его неповторимая интуиция
целого. Это знание нельзя проверить практически, поскольку оно касается мира в целом или
любого феномена вообще. Оно теоретическое, так как удалено от обыденной жизни; то, чем
захвачена философия являет собой предмет незримый и всеохватный. Это знание
рационально, так как опирается на разум, хотя есть иррациональное направление в
философии, которое имеет дело с неразумным началом мира, скажем Воля (Шопенгауэр);
бессознательное (Фрейд), но проясняемым с необходимостью рациональным средствами.
Философия как некое знание может выступить методологией – общей теорией
построения человеческой деятельности познания.
Философию как некое специфическое знание можно отнести к науке. По этому поводу
существуют противоречивые взгляды. Ряд авторов считают, что философию нельзя назвать
наукой, другие, напротив, считают что философия – это наука (философия как наука наук).
Философию можно назвать наукой в том случае, если она отвечает следующим
критериям:
1) объективности. Смысл объективности заключается в следующем: объект
познания считается независимым от субъекта познания, то есть индивида или группы;
2) рациональности – как соотнесенности познания с определенными образцами,
стандартами, логическими нормами;
3) обоснованности – как сведения знания к достоверным, прочным основаниям,
эмпирическим или теоретическим;
4) системности – как организации знания, направленной на выявление
многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую
картину.
Объективность в философии достигается уровнем всеобщности, степенью признания
той или иной философской концепции обществом. Философия никогда не бывает свободна
от субъекта в том смысле, что ее идеи всегда являются свидетельством человеческого
сознания, актами понимания.
Рациональность, как указывалось выше, является неотъемлемым для философского
знания критерием, но, в тоже время, она имеет ограничения при применении её к некоторым
философским системам. Так, немецкий философ В.Ф. Шеллинг, живший на рубеже 18–19
веков, утверждал, что подлинное знание должно быть абсолютно свободным, что это то
знание к которому не ведут ни доказательства, ни умозаключения, ни вообще какое-либо
понятийное опосредование, а только созерцание. Тоже можно сказать и о таких философских
направлениях 20 века как интуитивизм, экзистенциализм, иррационализм.
Философское знание имеет лишь теоретическое обоснование и не имеет
эмпирического, что неоднократно вызывало претензии к нему со стороны ученых.
Особенность теоретического обоснования такова, что оно допускает многообразие
интерпретаций, построение концепций на разной аксиоматике и т.п. В связи с этой