Если философия – это особая форма мировоззрения, то чем это мировоззрение
отличается от других форм мировоззрений?
Отличие философского мировоззрения от мифологического состоит прежде всего в
отсутствии у последнего проблемности, историчности в мифологической картине мира.
Задача мифа – помочь человеку адаптироваться, предоставив ему возможность понимать мир
посредством образов. Миф – это определенное отношение к миру, где в символической
форме воплощен коллективный опыт осмысления действительности множеством поколений,
который служил предметом веры, а не критики. Мир в мифе, получая человеческую
интерпретацию, обретает определенность и утрачивает ужасающие черты хаоса. И хотя,
благодаря своей исконной символичности, мифологическое мировоззрение является
пригодным для выражения вечных моделей личного и общественного поведения, неких
сущностных законов социального и природного космоса, оно не способно удовлетворить
растущую познавательную потребность человека, человеческий ум стремится прежде всего
найти логические объяснения явлениям, так как это придает устойчивость и управляемость
жизни.
Философское мировоззрение можно соотнести и с религиозным. Религиозное
мировоззрение выражает взгляд на мир в целом. Предельность, всеобщность, вечность – вот
важнейшие определяющие черты этих мировоззрений. Но есть и то, что принципиально их
различает: религиозное мировоззрение опирается на веру, а философское – на знание.
Религиозные истины не предполагают изменений, они вечны и абсолютны, ибо заданы
сверхъестественным началом – Богом. Философские истины постоянно развиваются и
углубляются.
Художественное мировоззрение также имеет отличие от философского, хотя и
обнаруживает глубокое сходство. Значимой чертой философского знания является
личностный характер, уникальность, плюралистичность. Каждый художник создает свое
видение мира. В этой черте философии мы обнаруживаем и близость его философскому. Это
сходство проявляется прежде всего, в личностном характере познания мира. Искусство – это
образное освоение действительности, философия тоже использует образы, наряду с
универсальными понятиями – категориями (образ пещеры у Платона, образы: льва,
верблюда, сверхчеловека у Ницше). Совершенное философское произведение, в
определенном смысле слова, является произведением искусства. Чем сильнее выражена
оригинальность, неповторимость мыслителя – философа, тем выше значение его философии.
Подобно тому, как великий художник создает свою неповторимую картину, великий
философ также разрабатывает свою уникальную картину мира, признание и объективность
которой определятся резонансом взглядов философа и состоянием умов его современников
или последующих поколений. Эту картину мира мы можем назвать мировоззрением.
В общем смысле под мировоззрением понимается система представлений о мире и о
месте в нем человека. Философское мировоззрение относят к разряду общественно-
исторических форм мировоззрения наряду с религиозным, художественным,
мифологическим, научным. Каждое из этих мировоззрений может выступить гранью
философского мировоззрения.
Философское мировоззрение – это максимально широкое, многогранное, исторически
заданное представление о мире. Оно дает человеку ориентиры в мире, позволяет определить
свое место в нем, с учетом всех преимуществ и ограничений, имеющихся в мире на каждом
этапе его развития.
Человек, имея обыденное житейское мировоззрение, может и не подозревать о
многообразии мира, о его возможностях и опасностях. Философское мировоззрение
открывает человеку многообразные ракурсы отношения к миру.