особенностью применения принципа обоснованности к философскому знанию становится
невозможно требовать единственности, окончательности истины. Отсюда вытекает
плюралистичность философии.
Философия сама как система включает в себя различные разделы: онтологию,
аксиологию, логику, этику, эстетику. Однако, такое разделение философского знания
возникло не сразу – это результат большого исторического развития философии.
Философия как наука связана и с другими науками, в частности с медицинской.
Являясь всеобщей методологией, она определяет её методы исследования.
Философия в силу своей специфики может выступать не только наукой, но и
искусством – искусством мыслить.
Философствуя, человек выходит к пределам не только мира, но себя самого. Он
способен перейти к «нерассыпающемуся», к «возможному человеку». Философия способна
создавать мысли подобно художественным образам или стихам, которые могут привести
человека в движение, к усилию мыслить о всеобщем, о вечном, о подлинном своём бытии.
Неслучайно М.К. Мамардашвили писал, что философия тогда становится искусством
создавать мысль, когда есть «индивидуальное присутствие мыслителя…, послушав которого
можно самому прийти в движение, что-то духовное пережить…» (М.К. Мамардашвилли,
«Как я понимаю философию», с.15).
Вопрос 3.
Философия как особая область знания имеет своё проблемное поле
использование, которое можно представить в виде следующих разделов:
I раздел – Онтология.
Сюда входят проблемы связанные с бытием как таковым. Вопросы которые здесь
рассматриваются – это вопросы: «Почему есть нечто, а не ничто?» Этот вопрос относится как
к миру так и к человеку. Этот вопрос о том, что же есть на самом деле.
Что лежит в основе всего многообразия мира: идея или материя? Мир – это порядок
или хаос? Откуда возник порядок, если он есть в мире? Мир есть процесс или состояние?
Мир в пространстве и во времени, или это всего лишь субъективные формы нашего
восприятия? Имеет ли мир начало и конец во времени, бесконечен ли он или конечен в
пространстве? Абсолютно ли движение в мире? Существуют ли в глубинах бытия
сверхъестественное?
II раздел – Гносеология.
Сюда относятся все вопросы связанные с рождением: познаваем ли мир в принципе?
Что есть истина? Каков истинный метод познания?
III раздел – Философская антропология.
Сюда входят все вопросы связанные с Человеком, с его сущностью и
происхождением.
IV раздел – Аксиология (этика, эстетика).
Сюда входят вопросы этического и эстетического характера. Например: как возможен
нравственный поступок? Что есть добро и зло? Что такое мораль? Что есть прекрасное и
возвышенное?
V раздел – Социальная философия.
Сюда относятся все проблемы связанные с обществом. Кроме перечисленных в
систему философских знаний входят история философии и логика.
Вопрос 4.
Все эти разделы пронизывает основной вопрос философии, который в
разные исторические эпохи по-своему сформулирован, но суть его остаётся одной и той же.
О соотношении мышления и бытия. Отношение этих предельных категорий определяет место