индуктивному методу недостатки? Индуктивный метод в медицине. Бэкон о выражении
«неизлечимая болезнь» и об эвтаназии.
Вопрос 3.
Декарт, латинизированное имя – Картезий (1596–1650) – учёный,
естествоиспытатель, философ. Основные достижения Декарта в математике, механике,
оптике, космогонии, физиологии. Какую теорию развивает Декарт в следующем положении:
«Человеческая душа…основные свои функции…выполняет в мозгу. При посредстве мозга
она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи
нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов
тела, причём связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части
человеческого тела, чтобы тем самым оконечности нервов не пришли в движение и чтобы это
движение не передалось посредством упомянутого нерва до самого мозга, где находится
объединяющее чувствилище…Различные возбуждения ума или мысли, вытекающие
непосредственно из движений, возбуждаемых через посредство нервов в нашем мозгу, и
именуются ощущениями или, иначе, восприятиями наших чувств»? (Р.Декарт. Начала
философии.// Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.266).
Онтология. Учение о субстанции. Дуализм в понимании субстанций сотворённого
мира. Атрибуты, модусы и вторичные качества. Прокомментируйте положение Декарта:
«Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не
нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Таков…один только Бог, и
нет ничего сотворённого, что могло бы просуществовать хотя бы мгновение, не будучи
поддерживаемо и хранимо его могуществом…Название субстанции не однозначно подходит
к Богу и к творениям. Среди сотворённых вещей некоторые по природе своей не могут
существовать без некоторых других, мы их отличаем от тех, которые нуждаются лишь в
обычном содействии Бога, и называем последние субстанциями, а первые – качествами или
атрибутами этих субстанций» (Там же. С.249–250)
Отождествление материи с протяжением. Характеристика мировой материи –
беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Преодоление
средневековых представлений о конечности мира, иерархии его физических элементов и
античных представлений о неделимости атомов, разделённых пустотами. Идея о единстве
универсума. Что утверждает Декарт данным положением: «Если бы миров было бесконечное
множество, то они необходимо состояли бы из одной и той же материи…Не может быть
многих миров, ибо мы теперь с очевидностью постигаем, что материя, природа которой
состоит в одной только протяженности вообще, занимает все вообразимые пространства, где
те или иные миры могли бы находиться; а идеи какой-либо иной материи мы в себе не
находим»? (Там же. С.258).
Сведение всего качественного разнообразия природных явлений к материи,
тождественной с пространством, и к её движению. Понимание движения, его источник.
Относительность движения. Раскройте смысл слов: «Движение…есть перемещение…одного
тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались и которые мы
рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел…Движение всегда
существует в движимом теле, но не в движущем». Бог в онтологии Декарта. Первопричина
движения. Сохранение количества движения.
Механистическая парадигма и её следствия. Декарт об основных законах Вселенной.
Механизм в медицине.
Учение о человеке. Проблема взаимодействия души и тела. Механический подход в
понимании тела человека и животных. Отличие человека от животных. Установка на
усовершенствование самой природы человека.