Проблема познания, поиск истинного метода науки – основная философская
проблематика. Эмпиризм и гносеологический рационализм – основные направления развития
новоевропейской философии. Субъективно-объективная парадигма – основание научного
познания и новый способ существования человека. Внутреннее единство между субъективно-
объективной парадигмой и двумя основополагающими установками западной культуры –
активизмом и ориентацией на науку.
Вопрос 2.
Ф.Бэкон (1561–1626) – основоположник эмпиризма, философ
промышленной эры. «Новый Органон». Означает ли признание чувственного опыта в
качестве основы всего знания отрицание роли рассудка? Обратите внимание на критику
Бэконом эмпириков, которые, подобно муравью, только собирают попадающиеся факты, и
рационалистов, которые, подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Подлинная
философия «не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в
сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических
опытов, но, изменяет его и перерабатывает в разуме» (Антология мировой философии. М.,
1970. Т.2. С.210.) Сильная и слабая сторона новоевропейского эмпиризма. Приуменьшение
Бэконом роли математики для естествознания, отрицание истинности геоцентрической
системы Коперника.
Материалистическая тенденция в философии Ф.Бэкона и его вера в Бога.
Прокомментируйте следующее положение: «Первичная материя и её специфические силы и
действия не могут иметь никакой естественной причины (Бога мы всегда исключаем), ибо до
сих пор ничего не было. Поэтому не было никакой производящей их причины и ничего более
первичного в природе. Непосредственно после Бога эта материя сама является причиной всех
причин не будучи сама обусловлена никакой причиной» (Там же. С.218–219). Связь с
философией Демокрита.
Грандиозный план «Великого восстановления наук». Классификация существующих и
возможных наук. Части философии. Пути постижения Бога, природы и человека. Теория
двойственной истины. Обоснование независимости науки от религии. Светоносные и
плодоносные науки.
Новый взгляд на роль науки в обществе. «Знание само по себе сила». Цель и
основания господства над природой. Что понимал Бэкон под «господством над природой»?
Дайте комментарий словам: «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в
созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом» (Там же. С.194).
Задачи медицины, её место в классификации наук.
Критика Аристотеля, античной философии, логики, силлогистического дедуктивного
метода, магии и алхимиков. Цель познания. Понятие и критерий истинного знания. Обратите
внимание на следующие положения: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании
наиболее истинно». «Практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за
жизненных благ». Нет ли противоречия между этими положениями?
Причины заблуждений разума. Теория «идолов» («призраков»). Идолы рода, пещеры,
рынка (площади), театра. Путь преодоления «призраков» – опыт и обработка его индукцией.
Возможно ли познание, без идолов (предубеждений, предположений, веры)? Проблема
метода «новой» науки. Индукция как метод познания. Отношение Бэкона к традиционной
индукции. Новый метод индукции. Роль эксперимента в познании. Аналитическая тенденция
в философии Бэкона. Можно ли согласиться с мнением Бэкона, что природа во всём
богатстве своих проявлений может быть сполна разложена на конечное число форм и видов
движения, в результате комбинирования которых образуются все вещи? Конкретная задача
индукции – отыскание этих форм. Устраняют ли нововведения Бэкона присущие