5. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.
6. Очерки по истории мировой культуры./ Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. – М.,1997.
7. Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса./ Юнг К.Г. Дух в
человеке, искусстве и литературе. Мн.,2003.
8. Соколов В.В. Европейская философия 15–17 веков. М., 1996.
9. Человек в XV веке. Возрождение и возвращение/ Ортега-и-Гассет Х.
Избранные труды. М., 2000. С.370–404.
Литература к рефератам
К 1 реферату:
1. Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса./ Юнг К.Г. Дух в
человеке, искусстве и литературе. Мн.,2003.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб.,
1996. Т.3.
3. Соколов В.В. Историческое введение в философию.
Ко 2 реферату:
1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
2. Мережковский Дм. Микеланджело. Собрание сочинений в 4 томах. Т.4. М.,
1990.
К 3 реферату:
1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,
1995. Т.2.
2. Тарнас Р. История западноевропейского мышления. М., 1995.
3. Соколов В.В. Историческое введение в философию.
ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XVI–XVIII вв.)
(2 часа)
1. Общая характеристика эпохи и специфика философии Нового времени.
2. Философия Ф.Бэкона.
3. Философия Р. Декарта.
Вопрос 1.
Социально-политические и духовные предпосылки новоевропейской
философии. Онтологический рационализм и культ научного разума – основная черта
Новоевропейской культуры. Вера в неизменные разумные принципы устройства Вселенной
как методологическое обоснование науки. Радикальное отличие новоевропейской науки от
мудрости древних и средневековой «учёности». Чем обусловлены возросший интерес к
науке, вера в её силу?
Понимание культуры как созданной человеком «второй природы» – радикально новая
ориентация человека в мире. Подчёркивание его активности и созидательной мощи.
Противоречивые следствия абсолютизации человеческого активизма. Критика средневековья.
Преемственная ориентация на христианские духовные ценности как противовес нигилизму и
активизму.