Стр. 14 - 2

Упрощенная HTML-версия

любви, красоты, наслаждения как онтологической реальности человека и мира.
«Возрождение» Аристотеля: философская мысль П. Помпонацци (1462–1525). Возрождение
античного диалога как излюбленного жанра гуманистов. Диалогичность, включающая
столкновения разных умов, несходных позиций, позволяла насладиться спором – таков
эстетический идеал гуманизма. Отличие диалога гуманистов от диспутов схоластов: у
последних это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у первых – это
беседа в дружеском кругу, на лоне природы, ее цель – в самом процессе человеческого
общения, а не в доказательстве уже известных истин. Марсилио Фичино указывает на
ценность диалога: «... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать, ...
прирождена людям изначально ... И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и
побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование ... Эта рациональная способность
не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки».
В рамках средневекового теоцентризма у природы отчуждена субстанциальность и
самоценность. Культура Возрождения возвращает природе эту характеристику в двух
формах:
• Обожествление природы – пантеизм
• Разделение природы и Бога – дуализм. Не отрицается, что Бог сотворил, но
объявляется, что природа самодостаточна.
В рамках дуализма проблема Бог – мир приобретает особое значение
: развивается
мысль, что
природу надо объяснять, исходя из самой природы.
Так природа становится
объектом познания. Эта идея отражается в натурфилософском направлении философии
Возрождения и естественнонаучной ориентации культуры Возрождения.
Открытие «эстетики природы» и развитие естественных наук как условие Научной
революции к.XVI – н.XVIIвв. Формирование нового экспериментального типа мышления.:
Николай Коперник (1473–1543), Джордано Бруно (1548–1600), Иоганн Кеплер (1571–1630),
Галилео Галилей (1564– 1642).
Вопрос 3
.
Утопии как феномен гуманистического сознания – «Утопия» Томаса Мора,
«Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона.
«Коперниканский переворот» в политическом мышлении: личностное измерение мира
политического, человек как субъект истории и творец социальной реальности (Н.
Макиавелли)
Основная учебная литература
1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.,2003.
2. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001.
3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М.–
СПб.,1994.Т.2.
4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2003.
5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000.
Дополнительная литература
1. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1995
2. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
3. История философии. Запад – Россия – Восток. М., 1996.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.