Стр. 18 - 2

Упрощенная HTML-версия

Сущность гносеологического рационализма Декарат. Отношение к чувственному
опыту. Можно ли согласиться с Декартом: «Наши чувства не передают нам природу вещей, а
лишь научают нас тому, что они нам могут быть полезны или вредны…Ограничивать
человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб»? (Там
же. С. 256–268). Первостепенное значение вопросов о задаче и о методе познания.
Возможность достоверного знания. Критика эмпиризма. Методологическая роль сомнения.
Cogito ergo sum – «я мыслю, следовательно я существую». Сравните с принципом Аврелия
Августина: «Я обманываюсь, следовательно, я существую». Чем обусловлено сходство этих
принципов? Каким образом сомнение в достоверности всякого знания превращается у
Декарта в утверждение его возможности? Критерий достоверного знания. Достоинство и
недостатки данного критерия.
Сомнения в существовании объективного мира и возможности его познания. Могли ли
возникнуть подобные сомнения у эмпириков? Почему необходима идея существования Бога
в гносеологии рационализма? Доказательство бытия Бога. Когда душа обнаруживает в себе
«идею о существе всеведущем, всемогущем и высшего совершенства, то…она легко
заключает о существовании Бога, который есть это всесовершенное существо…Из одного
того, что в идее существа высочайшего совершенства содержится необходимое и вечное
бытие, душа должна заключить, что такое существо высочайшего совершенства есть…Идея
Бога не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом,…Богом…,
ибо…более совершенное не может быть следствием и модусом менее совершенного …Ибо
очевидно, что нечто, знающее более совершенное, чем оно само, не само создало своё бытие,
так как оно при этом придало бы себе самому все те совершенства, сознание о которых оно
имеет, и поэтому оно не могло произойти ни от кого, кто не имел бы этих совершенств, то
есть не был бы Богом» (Там же. С.241–243). Убедительно ли рассуждение Декарта?
Причина заблуждений. Врождённые идеи как возможность постижения истины.
Основания всеобщности и необходимости истинного знания в природе самого интеллекта.
Логический характер математического знания как подтверждение рационализма.
Исключительная роль в процессе познания дедукции, дедуктивной формы доказательства и
изложения. Сущность дедуктивного метода. Роль интуиции в познании. Правила
рационалистического метода. Признавал ли Декарт принципиальные ограничения
познавательных способностей человеческого ума?
Темы рефератов
1. И.Ньютон – родоначальник механического мировоззрения.
2. Отражение механических воззрений в медицине.
3. Жизнь и творчество Ф.Бэкона и Р.Декарта.
4. Ф.Бэкон и теория медицины.
5. Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли.
6. Познавательный скептицизм Д.Юма.
Основная учебная литература
1. История философии./Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1999. С.136–
144.
2. Философия медицины./Под ред. Ю.Л.Шевченко. М., 2004. Гл.4. С. 94–99.
3. Введение в философию./Под ред.Фролова И.Т. М., 1989. Гл. 6. С. 147–157.
4. Канке В.А. Философия. М., 2005. Гл. 1.4. С. 89–95.
5. Рассел Б. История Западной философии. Новосибирск. 2001. Гл. VII, IX. С. 645–
649, 663–675.